Монументальная скульптура Якутска

Историю Якутска можно прочитать, обойдя его площади, где установлены монументальные памятники. 

Созданные в советское время монументы посвящены обобщенным героям революции и конкретным деятелям Советского государства. 

В 1970 году в Якутске появился памятник первым комсомольцам Якутии: композиция из двух фигур на высоком постаменте. Он занял место на площади перед городским парком культуры и отдыха и дал ей название — Комсомольская.

Памятник «Первым комсомольцам Якутии». 1966 г. Скульптор Ю. Нерода, архитекторы Н. Миловидов, С. Ожегов
Памятник «Первым комсомольцам Якутии». 1966 г. Скульптор Ю. Нерода, архитекторы Н. Миловидов, С. Ожегов

Монумент Владимиру Ильичу Ленину занял 25 октября 1967 года центральное место в городе, перед зданием Якутского обкома КПСС. Следующим был увековечен большевик Емельян Ярославский, находившийся в 1913 - 1917 годах в ссылке в Якутске. Так как живя на поселении, Ярославский-Губельман работал препаратором в музее, для памятника ему была определена площадь перед краеведческим музеем, который с 1920-х годов занимает помещение Якутского Спасского монастыря. 

После некоторого перерыва, в 1978 году, в Якутске появился памятник Г.И. Петровскому — бывшему депутату Государственной думы от фракции большевиков, отбывавшему в Якутске ссылку, а в 1917 году возглавившему новый орган власти Якутской области.

Памятник В.И. Ленину на площади Ленина в Якутске
Памятник В.И. Ленину на площади Ленина в Якутске

В советское время Петровский был председателем ЦИК Украины, но впоследствии попал в опалу — были репрессированы его дети и родственники, но сам он скончался после смерти Сталина. Памятнику Г.И. Петровскому нашлось не самое удачное место — у построенного в 1982 году Дворца детского творчества. 

В 1977 году на набережной Лены (улица Чернышевского) был зажжен Вечный огонь на братской могиле участников Гражданской войны, погибших в боях за установление советской власти в Якутии. Авторы стилизованного надмогильного сооружения — художник В.С. Карамзин, архитекторы И.А. Слепцов и Ю.И. Холмогоров.

Вечный огонь в центре мемориала на братской могиле большевиков на площади Борцов. Открыт в 1977 г.
Вечный огонь в центре мемориала на братской могиле большевиков на площади Борцов. Открыт в 1977 г.

Монументальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне, на площади Победы начал складываться в 1970-х годах. К 30-летию Победы здесь была открыта стела с бронзовым всадником и памятные плиты городам-героям. Затем, в 1980 году, с другой стороны площади был установлен на постаменте подлинный танк Т-34 в память о танковой колонне «Советская Якутия», которая была построена на деньги, собранные населением республики в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. 

Мемориал, открытый к 30-летию Победы в 1975 г.: стела с всадником и памятные плиты городам-героям
Мемориал, открытый к 30-летию Победы в 1975 г.: стела с всадником и памятные плиты городам-героям

Новая скульптурная композиция памяти павшим воинам-якутянам установлена на площади Победы накануне 9 мая 2005 года, к 60-летию окончания войны. Над проектом юбилейного памятника работала группа авторов под руководством архитектора И.С. Андросова. Значительную лепту внесли художник Э. Пахомов и скульптор М. Павлов. Работа по отливке мемориала в бронзе велась в Санкт-Петербурге, как и во многих последующих случаях создания монументов для Якутска. Длина постамента для пяти бронзовых фигур — трех бойцов и матери с сыном-подростком — составила 18 метров. 

Монументальный комплекс на площади Победы включает танк Т-34 (1980), скульптурную композицию «Проводы на фронт» (2005)
Монументальный комплекс на площади Победы включает танк Т-34 (1980), скульптурную композицию «Проводы на фронт» (2005)

В новой России XXI века монументальное искусство получило возможность развиваться в более широком диапазоне — исторической объективности. Для Якутии оказалось актуально увековечить чуждых прежней идеологии деятелей: и царского чиновника, и основоположника якутской литературы, а затем и первых руководителей Якутской автономии, репрессированных при сталинском режиме. В 2001 году на бывшей Соборной площади, ныне площади Дружбы народов, появился памятник якутскому губернатору И.И. Крафту, много сделавшему для развития далекой окраины Российской империи. 

Памятник И.И. Крафту в Якутске
Памятник И.И. Крафту в Якутске

На той же площади, рядом с театром оперы и балета 1 марта 2002 года, к 370-летию города, был торжественно открыт памятник выдающемуся якутскому писателю А.Е. Кулаковскому. Работа скульптора Афанасия Романова в содружестве с архитекторами И. Слепцовым и Н. Алексеевым претендует на оригинальность. Классик изображен сидящим на стволе стелющегося по земле дерева в японском стиле бонсай. Автор разъясняет, что образ цепляющегося за гранит дерева символизирует народ саха, который поселился на Средней Лене в незапамятные времена, приспособившись к вечной стуже и вечной мерзлоте. 

В 2003 году в столице Республики Саха, на площади Орджоникидзе, около нового здания Саха-театра, встала бронзовая во весь рост фигура другого якутского писателя и поэта, основоположника якутской советской литературы, политического деятеля революции и первых лет советской власти, ученого Платона Ойунского. Скульптура стоит перед странной металлической конструкцией в виде арки.

Памятник Кулаковскому в Якутске
Памятник Кулаковскому в Якутске

Перед главным зданием Якутского государственного университета в 2005 году установлен памятник якутскому революционеру и инициатору создания Якутской автономии М.К. Аммосову, также репрессированному в конце 1930-х годов. Бронзовая фигура во весь рост на невысоком постаменте удачно вписывается в современный ансамбль зданий университета, который, кстати, носит его имя (скульптор В. Курочкин, архитектор Н. Белолюбский). 

 

Легенда об Абакаяде 

 

Семён Дежнёв — первопроходец, открывший пролив между Азией и Америкой, именем которого назван самый крайний восточный мыс Чукотского полуострова. 

В Арктике установлено четыре памятника Дежнёву. На оконечности Азии, на мысе Дежнёва, стоит деревянный крест, установленный в 1910 году. На медной доске надпись на русском и английском языках: «Памяти Дежнёва. Крест сей воздвигнут в присутствии Приамурского генерал-губернатора Унтербергера командою военного транспорта «Шилка» под руководством командира — капитана 2 ранга Пеллъ и офицеров судна. 1 сентября 1910 г. Мореплаватели приглашаются поддерживать этот памятник». В 1956 году рядом с крестом на мысе Дежнёва был сооружен памятник-маяк — облицованная мраморной крошкой четырехгранная башня-обелиск высотой более 16 метров с бронзовым бюстом Дежнёва.

Памятник Дежневу. Фото Евгения Басова
Памятник Дежневу. Фото Евгения Басова

В 1957 году на берегу реки Колымы был поставлен трехметровый обелиск с надписью: «Отважным землепроходцам — первооткрывателям Колымы: Семёну Дежнёву, Михаилу Стадухину, Дмитрию Зыряну, Ивану Ерастову, Федоту Попову, Герасиму Анкудинову, Исаю Игнатьеву, Семёну Моторе и другим в честь 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства». 7 ноября 1967 года в поселке Зырянка поставлен гранитный столб, увенчанный макетом коча XVII века. 

В 1972 году памятник Дежнёву установили на родине первопроходца, в Великом Устюге. 

В сентябре 2005 года бронзовый Дежнёв появился и в Якутске, что тоже закономерно. Настоящий Дежнёв свою казацкую службу нес в Якутске, отсюда он отправлялся на Алазею и Колыму, а затем в свое историческое плавание. Сюда он возвращался для отчета перед воеводой, для сдачи соболей и моржового клыка, здесь служил перед тем, как отправиться с казной в Москву. Благодаря его челобитным из Якутска стало известно об открытии им пролива между континентами. 

Якутский вариант памятника Семёну Дежнёву представляет собой композицию из фигур самого Дежнёва, его жены Абакаяды Сючю и их сына Любима.

Абакаяда и Семён Дежнёв с сыном Любимом
Абакаяда и Семён Дежнёв с сыном Любимом

Насколько же это соответствует исторической правде? По легенде, Абакаяда была дочерью богатого якутского тойона. Предполагается, что Дежнёв прибыл на Лену в 1638 году в возрасте 33 лет. В 1640 или 1641 году он взял в жены Абакаяду и вскоре отправился на Колыму, чтобы вернуться через год. Но судьба распорядилась иначе. Преодолев пролив между континентами, первопроходец оказался в устье реки Анадырь. На далекой Чукотке ему пришлось жить и странствовать более двадцати лет. Что случилось с Абакаядой, где она жила, где похоронена — неизвестно. 

Почивший патриарх якутской драматургии Суорун Омоллоон был горячим проповедником легенды, развивал ее сюжет, добывал исторические подтверждения. Он ссылался на хранящийся в архивах Санкт-Петербурга старинный список крещеных якутских девушек — жен русских мужиков, где среди 70 жен, будто бы значилась жена Семёна Дежнёва Абакаяда. Писатель утверждал, что Абакаяда ждала своего мужа из похода двадцать лет. В это, по крайней мере, очень хочется верить, потому что имя якутской Абакаяды стало олицетворять искреннюю женскую любовь и верность.

Фрагмент монумента в Якутске
Фрагмент монумента в Якутске

Легенда о верности легла в основу сочиненного Суоруном Омоллооном либретто балетного спектакля «Абакаяда» на музыку композитора Николая Пейко, поставленного в Якутском музыкальном театре в 1983 году. Сюжетная линия балета такова: в атмосфере вражды между якутскими тойонами и русскими казаками на сцене развивается любовь Семёна и Абакаяды. Из-за политической подоплеки спектакль шел всего два сезона. В те же годы на Свердловской киностудии режиссер Нико¬лай Гусаров снял фильм «Семён Дежнёв». Абакаяду в картине исполнила актриса Саха-театра Степанида Борисова, которая создала яркий образ любящей, верной жены. 

Нашлись и те, кто ставил под сомнение достоверность прекрасной легенды о Дежнёве и Абакаяде. Смущало небывалое имя легендарной якутки — Абакаяда. В архивных документах, на которые ссылался Суорун Омоллоон, имя жены Дежнёва писалось в двух вариантах: Абаканъ да Сычы, Абакай да Сючю. Что за имя такое? Как известно, якутский язык — древнетюркского происхождения. Слово «абакай» — монгольское и означает титул принцессы. Слово «сючю» в якутском языке имеется, но есть и в тунгусском и означает «подснежник». Во времена прихода на Лену якуты часто брали в жены тунгусских женщин. В легенде все выглядит слишком красиво, и очень похоже, что необычное имя Абакаяда подарил нам не исторический документ, а писатель Суорун Омоллоон.

Памятник Д.К. Сивцеву (Суорун Омоллоон) в Якутске. Фото Марии Корниловой
Памятник Д.К. Сивцеву (Суорун Омоллоон) в Якутске. Фото Марии Корниловой

В созданном стараниями писателя музее под открытым небом «Дружба» установлена памятная табличка с цитатой из архивного документа: «Царю Государю и великому князю Михаилу Фёдоровичу всея Руси бью челом холоп твой енисейский казак Сенька Иванов Дежнёв. Милосердный Царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, пожалуй меня, холопа своего, позволь Государь оставить кормить на зиму, до себя, ясырочка моего яколъскую жонку именем Абакаяда Сючю, оставил я корову и с теленком Борогонской волости якуту Манякую. Царъ-государь, смилуйся, пожалуй. Семён Дежнёв». В архивах исследователи до сих пор не обнаружили этого текста. Остается предположить, что и он всего лишь художественный вымысел для поддержания легенды о любви русского казака и якутской девушки. 

В начале 1980-х годов археологи изучали старинные якутские погребения в местности Суллар Хайа, относящиеся к XVII — XVIII векам. В одной из могил были обнаружены останки девушки в богатом убранстве. Суорун Омоллоон объявил, что это и есть останки Абакаяды. Он надеялся воссоздать ее облик по сохранившемуся черепу, о чем сообщал в одном из своих писем. По некоторым сведениям, останки, а также «серьги с небольшим узором, одежда и крест» с оказией были отправлены Суоруном Омоллооном на исследование в один из московских институтов, но куда конкретно, неизвестно. Однако ни в одном подходящем для этих целей научно-исследовательском учреждении следов загадочной находки найти не удалось, а спросить самого писателя уже нельзя, он скончался в 2005 году на 99-м году жизни. Вот и еще одной легендой вокруг Абакаяды стало больше. 

Над созданием памятника Семёну Дежнёву и Абакаяде по заказу правительства республики в течение года трудилась творческая бригада — скульпторы Максим Павлов, Эдуард Пахомов и Евгения Кац. Скульптурная группа была изготовлена в Санкт-Петербурге. Композиция состоит из трех фигур: счастливая семейная пара держит на руках годовалого сына Любима. Памятник установлен в новом сквере, который вместе с новым мостовым переходом через городской канал образует запоминающийся ансамбль. Его торжественное открытие состоялось 27 сентября 2005 года. В сквере у памятника посажены кустарники и деревья разных видов, установлены скамейки для отдыха. На здании, находящемся напротив сквера, установлены настенные часы, специально заказанные в Казани. 

Памятник Дежнёву и Абакаяде в свою очередь обрел свою легенду. Отныне молодые пары в день свадьбы предпочитают приезжать именно сюда. Считается, что, если молодожены прикоснутся к бронзовой Абакаяде, в их будущей семейной жизни все сложится удачно. Так что коленки супруги первопроходца уже блестят от прикосновений, и это ничуть не расстраивает ваятелей. 

 

Петр Бекетов у золотой коновязи 

 

В Москве стоит памятник Юрию Долгорукому, в Петербурге — Петру I, в Ярославле — князю Ярославу Мудрому, в Хабаровске — казаку Ерофею Хабарову, в Киеве — Кию, Щеку и Хориву... Большинство российских и европейских городов чтят память своих основателей или, если таковые неизвестны, первых правителей. 

К 375-летию столицы Республики Саха и вхождения Якутии в состав Российского государства в Якутске возведен монументальный комплекс, включающий в себя памятник Петру Бекетову — русскому первопроходцу. Бронзовый Пётр Бекетов смотрит в сторону Якутска, туда, где в XVII веке стоял один из первых на Лене казацких острогов.

Монументальный комплекс в Якутске
Монументальный комплекс в Якутске

Распоряжение правительства о республиканском конкурсе на разработку памятника основателю Якутска казаку Петру Бекетову появилось еще в 2003 году. Кроме чисто художественных задач авторы монумента образными средствами должны были разрешить диалектическое противоречие отмечаемого события, которое может обостренно восприниматься даже спустя прошедшие столетия. Историческая правда в том, что появление казаков в Ленском крае, основание Якутска и освоение края русскими землепроходцами в XVII веке сопровождалось насильственными действиями по сбору ясака, грабежами населения, восстаниями якутских и тунгусских тойонов против произвола казаков. В итоге конкурса наиболее отвечающей современному толерантному подходу к отечественной истории была признана работа якутского скульптора Афанасия Романова (автора памятника Алексею Кулаковскому в Якутске, Ленским речникам в поселке Жатай, матери братьев Малгиных в Таттинском улусе и других). Весь комплекс монумента «Дружба» стал плодом труда скульптора и творческого коллектива архитекторов «Якутпроекта» во главе Иваном Андросовым. 

28 сентября 2007 года на берегу реки Лены и ее пойменной части — Зеленого луга — собрался почти весь Якутск, руководители республики, почетные гости. Набережная была переполнена празднично настроенными людьми. Это место идеально подходит для крупного монументального сооружения и с исторической, и с градостроительной точки зрения. Это основная видовая площадка Якутска, непосредственно примыкающая к воссозданному Старому городу, вблизи восстановленного золотоглавого Преображенского храма.

Часть монументального комплекса
Часть монументального комплекса

Торжество моменту придавали прибывшие на открытие памятника казачьи команды из различных регионов России: сводного Иркутского, Амурского, Уссурийского, Волжского и Центрального полков — во главе со своими атаманами, а также епископ Якутский и Ленский Зосима. 

Памятник Петру Бекетову стал частью внушительной архитектурной композиции «Монумент дружбы», символизирующей историческое единение народов России и Якутии. Общая высота монумента 33,4 метра, всего на 14 метров ниже знаменитого Александрийского столпа на Дворцовой площади в Петербурге. 

Самая крупная часть сооружения — высокая колонна — воплощает в монументальной форме образ Алтан Сэргэ («Золотой коновязи»), описанный в якутских сказаниях-олонхо. В оформлении стелы, и в особенности ее постамента, просматриваются и традиции древнегреческой архитектуры, и элементы русского классицизма. Вертикальная доминанта — колонна-сэргэ — увенчана православным крестом, демонстрируя слияние якутской и русской духовных основ. 

Скульптор Афанасий Романов изваял Бекетова сидящим на венце неоконченного сруба, подчеркнув тем самым не завоевательские, а строительные заслуги первопроходца. А они впечатляют больше его ратных подвигов.

Рельефная композиция «Град Якуцк»
Рельефная композиция «Град Якуцк»

Пётр Бекетов родился около 1600 года, поступил на службу государеву в 1624 году в стрелецкий полк. В Сибирь был направлен в 1627 году. Енисейским воеводой в 1628 году он был отправлен к забайкальским бурятам. Успешней, чем его предшественник Максим Перфильев, он собрал богатый ясак и стал первым человеком, преодолевшим ангарские пороги. На бурятской земле Бекетов построил Рыбинский острог. 

В 1631 году Бекетов снова послан из Енисейска в далекий поход. На сей раз во главе тридцати казаков предстояло дойти до великой реки Лены и закрепиться на ее берегах. Весной 1632 года казачий отряд Бекетова на средней Лене заложил острог, положивший начало городу Якутску. Этот острог сыграл главнейшую роль во всех дальнейших открытиях России на северо-востоке Азии. 

Будучи «прикащиком» в Якутском остроге, Пётр Бекетов отправлял экспедиции на Вилюй и Алдан, основал в 1632 году Жиганск, в 1635 году — Олёкминск. После того как на смену ему прибыл Иван Галкин, Бекетов вернулся в Енисейск, откуда в 1640 году повез в Москву богатый ясак, за что получил чин стрелецкого и казачьего головы, а потом и звание боярского сына (примерно равное иноземному полковнику). 

В 1652 году из Енисейска Бекетов, «коего искусство и прилежание были уже известны», опять выступил в поход к забайкальским бурятам. Выйдя в устье Селенги, Бекетов «со товарищи» заложил острог Усть-Прорва. После этого его отряд двинулся вверх по Селенге, поднялся вверх по Хилку до озера Иргень. У озера в 1653 году отряд основал Иргенский острог. Глубокой осенью, перевалив через Яблоновый хребет, его отряд из 53 человек спустился в долину реки Ингоды. Путь от Иргеня до Ингоды, пройденный Бекетовым, в дальнейшем стал частью Сибирского тракта. На Ингоде им было заложено Ингодинское зимовье, положившее начало нынешней Чите. В ноябре 1654 года десять казаков отряда Бекетова во главе с Макимом Урасовым достигли устья Нерчи-реки, где заложили Нелюдский острог (ныне Нерчинск). Была составлена «роспись и чертеж Иргеню-озеру и иным озерам на Килке-реке (реке Хилок), Селенге-реке, и иным рекам, которые пали в Витим-реку из Иргеня-озера и из иных озер. В Шилкинском остроге Бекетов «со товарищи» пережили тяжелую зиму, не только страдая от голода, но и сдерживая осаду взбунтовавшихся бурят. К весне 1655 года, наладив отношения с бурятами, отряд был вынужден оставить острог и, чтобы не погибнуть от голода, уйти на Амур.

«Встреча казаков с местным населением»
«Встреча казаков с местным населением»

С этого момента данные разных авторов о жизни атамана расходятся. В столице Сибири Тобольске с Бекетовым встречался ссыльный протопоп Аввакум, отправленный туда в 1656 году. В «Житии протопопа Аввакума» говорится, что, будучи в Енисейске, Пётр Бекетов учинил ссору с опальным протопопом, защищая от анафемы своего подчиненного, после чего «из церкви пошед умре горькою смерти зле...». Однако приводится и более поздняя дата, когда П.И. Бекетов был еще жив. По некоторым данным, после скитаний по Амуру Бекетов в 1660 году возвратился в Енисейск через Якутск и «привез с собою немало соболей, которые ему служили защитою к отвращению наказания, коего за оставление острога опасался». Там же, в Тобольске, с Бекетовым встречался и Юрий Крыжанич, серб, католический священник, сосланный в Сибирь в 1661 году. «Я лично видел того, кто первый воздвиг крепость на берегах Лены», — сообщал он. 

Если свести все имеющиеся данные, получается, что в 1660 году Бекетов из Енисейска отбыл на службу в Тобольск, где в 1661 году и встретился с Аввакумом и Крыжаничем. Таким образом, можно считать хотя бы приблизительно установленной дату смерти человека, так много сделавшего для закрепления Российского государства на его восточных рубежах. В 1661 году Бекетов был уже стариком, так что смерть от потрясения, вызванного серьезным конфликтом, не кажется удивительной. Но сколько дипломатического таланта, военной хитрости, достойной Одиссея, человеческого мужества проявил Пётр Бекетов за долгий срок служения России! 

Портретов Бекетова история не сохранила, и его внешний облик скульптору пришлось домысливать. У якутского скульптора Бекетов — тридцатилетний мужик, чье лицо и фигура выдают недюжинную силу и скрытую энергию. Скульптор сохранил определенное портретное сходство с другим памятником Бекетову — в Чите, которую тоже основал Пётр Иванович намного позже Якутска, где Бекетов изображен пожилым лысоватым мужчиной лет за пятьдесят. 

Отливали памятник для Якутска в старинном русском городе Смоленске. Фигура получилась высотой четыре метра и весом почти три тонны. Землепроходец и плотник сложил натруженные руки на топорище, его взгляд устремлен вдаль — на берег, где стоит доныне «Град Якуцк». Казацкая сабля и боевой шлем на время отложены в сторону. Внутри шлема — образок Богоматери, покровительницы Руси. У бревна, в которое воткнут топор, старинный глиняный сосуд в виде лошади (его скульптор «подсмотрел» в Историческом музее). 

Для возвышающейся за бронзовым Бекетовым колонны-сэргэ в мастерской художника по металлу Б.И. Гумер-оглы в Якутске изготовлено металлическое навершие: стальной шар-держава, крест, лавровый венок (4,5 метра в диаметре), головы якутских лошадок, украшающие верхнюю часть обелиска, ажурные кованые решетки ограждения и монументальный фонарь. 

Якутские скульпторы Эдуард Пахомов, Борис Осипов, Павел Никитин, Прокопий Слепцов и Максим Павлов с сыном Валентином изготовили глиняные макеты четырех отлитых в бронзе горельефов, которые украсили постамент обелиска. Размер скульптурных картин — более трех метров в ширину и более пяти в высоту.

«Якутская интеллигенция»
«Якутская интеллигенция»

В арке постамента, позади памятника Бекетову, изображен «град Якуцк» ХVIII - ХIХ веков. Облик города детально и тщательно воссоздан художниками по старинным гравюрам и полотнам Ивана Попова. Город виден до самых Сайсар: кремль, монастырь, корабли, лабазы на берегу... С правой стороны постамента, с той, откуда кочи Бекетова приплыли в долину Туймаады, изображена встреча казаков с местным населением. Горельеф в левой арке показывает сцену крещения якутов. Скульптор Эдуард Пахомов постарался придать максимальное портретное сходство изображенному на ней Святителю Иннокентию (Вениаминову). Четвертый горельеф, обращенный к реке, носит условное название «Интеллигенция». На нем изображены создатель первого якутского словаря Эдуард Пекарский, сказитель-олонхосут Зверев, якутский интеллигент, одновременно похожий и на основателей якутской литературы Кулаковского — Ёксекюляха и Никифорова — Кюлюмнюра, а также современный якутский классик Д.К. Сивцев — Суорун Омоллоон и три девушки, символизирующие вечное обновление жизни. 

Горельефы якутских художников отлиты в бронзе в Научно-техническом центре конверсионных технологий (Санкт-Петербург), где ранее были изготовлены памятники Семёну Дежнёву и Платону Ойунскому, бронзовые солдаты на площади Победы, мамонтенок у Саха-цирка, а также «алмазные первопроходцы» в Мирном. Возведение «якутского» Бекетова с монументом Дружбы осуществлено за счет прибылей компании «АЛРОСА».

«Крещение якутов»
«Крещение якутов»

Продолжение истории 

 

В 2007 году в Якутске возле здания Института экономики и права был открыт монумент в память об участниках белого движения времен Гражданской войны. Он представляет собой стелу из черного гранита с изображением белого тернового венка, перечеркнутого мечом. 

Скандальный резонанс в 2010 году вызвала история с желанием ветеранов установить в Якутске памятник Сталину. Памятник генералиссимусу высотой 3,8 метра и весом 4 тонны был изготовлен в Северной Осетии и доставлен наземным транспортом в Москву. Накануне 9 мая якутские коммунисты настойчиво требовали установить бюст на площади Победы, но муниципалитет эту инициативу не поддержал, учитывая расхождение в общественном мнении. Ведь именно по заданию Сталина были уничтожены почти все руководители довоенной Якутской автономии, а кроме того, еще не стерлась память о страшных сталинских концлагерях, созданных в отдаленных уголках Якутии.

Памятник просветителю Иннокентию Вениаминову в Якутске
Памятник просветителю Иннокентию Вениаминову в Якутске

В сентябре 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Якутск, чтобы открыть новый памятник просветителю Востока России Иннокентию Вениаминову и православный духовный центр его имени. На базе духовно-просветительского центра, в котором также располагается духовное училище, Святейший синод намечает создать Якутскую православную духовную семинарию. Она должна занять особое место в ряду высших учебных заведений Русской православной церкви, ориентируя свою деятельность на малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Патриарх Кирилл особо подчеркнул это обстоятельство, напомнив о просветительской деятельности митрополита Иннокентия Вениаминова, который, будучи архиереем этого края и других восточных территорий России в середине XIX века, сознавал важность перевода богослужения на местные языки, поддерживал местную культуру, выказывал уважение к самобытности народов Сибири и Аляски. 


Андрей Емельянов, Алексей Тарунов 


Якутская скульптура

На нынешнем этапе якутского изобразительного искусства сложился коллектив скульпторов. Правда, процесс собирания сил шел довольно долго, исподволь, и только с начала семидесятых годов стали сказываться его ощутимые результаты. Ныне в республике работают художники, чьи творческие возможности все активнее воплощаются и в станковой, и в малой, и, наконец, в монументальной скульптуре. Коллектив местных скульпторов появился не на пустом месте. В Яку¬тии в прошлом имелись свои традиции народной пластики в форме как орнаментальной, так и декоративно-сюжетной. Основное направление развития определилось в явлениях современного художественного процесса. 

скульптурный портрет оленевода
Оленевод

Прежде всего, это творчество П. И. Добрынина, якутянина, который, живя в Москве, не порывал связей с родной республикой и вплоть до шестидесятых годов много работал над якутскими сюжетами. Его творчество явилось не только одной из предпосылок, но и этапом в развитии якутской профессиональной скульптуры. Кроме того, говоря о скульптуре Советской Якутии, следует иметь в виду современный этап развития традиционной якутской народной резьбы по кости, которая во многом приобрела характер профессиональной декоративной скульптуры малых форм. Достаточно сказать, например, о С. А. Егорове, ставшем первым профессиональным скульптором из народной среды, который еще во время учебы в Якутском художественном училище начинал свою творческую деятельность как косторез, да и впоследствии, став известным ваятелем, тоже обращался к резьбе по кости. 

Якутская скульптура Полевой цветок
Полевой цветок

Творчество П. И. Добрынина, как вытекает из сказанного выше, принадлежит и русской, и якутской советским художественным культурам. В тридцатые годы молодой скульптор обратился к мелкой пластике, создавал работы на спортивную и оборонную темы, участвовал в крупных работах по монументально-декоративному оформлению новых комплексов Москвы (аттиковый фронтон здания Всесоюзной государственной библиотеки имени В. И. Ленина). Все годы Великой Отечественной войны скульптор находился на фронте. В послевоенный период он заявил о себе как художник весьма широкого диапазона и по кругу тем, и по жанровому разнообразию. Ему принадлежит скульптурное решение популярных в народе фонтанов «Каменный цветок» и «Золотой колос» (архитектор К. Т. Топуридзе) на территории Выставки достижений народного хозяйства. В пятидесятые годы он занял заметное место в ряду скульпторов-керамистов и, прежде всего, благодаря поэтическим образам на темы русского и якутского фольклора. В дальнейшем якутская тема становится преобладающей в его творчестве. К 1948 году относится скульптурная группа Добрынина «Полевой цветок с женихом Бэргэном», композиция, которая построена на едва уловимом встречном движении обеих фигур. Чуть расслабленная текучесть контуров, плавность ритмов, переливы золотистых и перламутровых тонов поливов майоликовой скульптуры создают живописно-пластическое созвучие, подчеркивающее нежную красоту чувств влюбленных  героев якутской сказки. Майолика — самый почитаемый Добрыниным материал. 

Скульптурная композиция в Якутске
Скульптурная композиция в Якутске

Художник с жизнерадостным восприятием мира, влюбленный в его красочное богатство, он щедро использует декоративные и фактурные свойства этого материала, сочетая их с непринужденной сочной лепкой, импульсивным выражением замысла. Успешно работал он и в шамоте, но в фарфоре и фаянсе чувствовал себя более скованно. По мотивам якутского быта и фольклора Добрынин создал композицию «Олонхосут» (1948), «Девушка, заплетающая косы» (1950), «Северная песня» (1958), «Снежок» (1960). Среди них также «Чурумчуку» (1957, майолика) — произведение по одноименной сказке об отважном таежном охотнике, который, пройдя сквозь все злоключения, доставил людям «камень счастья светозарный». Автор создал его в годы, когда весь мир облетела весть об открытии якутских алмазов. С этим героическим фольклорным образом перекликается образ современника в работе «Оленевод» (1957, майолика), где жизнерадостное волевое лицо словно излучает свет. 

Мемориал в честь победы в ВОВ. Якутск
Мемориал в честь победы в ВОВ. Якутск

Наконец, следует сказать еще об одной стороне деятельности Добрынина. Им в майолике и фарфоре выполнены вазы-чороны, кумысный и чайный сервизы, чаши и блюда, в основе которых лежат конструкция и форма якутской народной посуды. Автор настойчиво искал, экспериментировал, а в целом ряде случаев показал пример органического использования в современной художественной промышленности традиций якутского народного художественного наследия. Творчество Добрынина, впервые воплотившего в профессиональной скульптуре целую галерею образов родной Якутии и сделавшего ее достоянием искусства, является ярким подтверждением братского содружества и взаимообогащения культур русского и якутского народов. Задачи, которые решал Добрынин, обращаясь к якутским сюжетам, затем получили дальнейшее самостоятельное развитие в творчестве коллектива скульпторов, созданного в самой Якутии. Ядро этого коллектива составилось к середине шестидесятых годов. 

Памятник Г.И. Петровскому в Якутске
Памятник Г.И. Петровскому в Якутске

Характер лепки, контраст смуглого лица юноши со светлым золотистым обрамлением (шапка, воротник пальто) придают ей броскость, декоративность, однако, не нарушая главного — обаяния и содержательности созданного произведения. Образ молодого деятельного труженика Севера, красивого физически и духовно, волнует Добрынина и в станковой скульптуре. Так появились у него высеченные в мраморе композиции «Комсомолец-охотник» (1962) и «Сын Якутии» (1963). Ряд своих работ скульптор посвятил деятелям культуры республики: писателям, артистам, художникам. Среди них особенно выделяется «Портрет народной артистки РСФСР А. И. Егоровой» (1960, мрамор). Тонко моделированы лицо, руки портретируемой, кружевная отделка ее платья. Образ популярной якутской певицы исполнен задумчивости и артистизма. 

Памятник Ярославскому в Якутске
Памятник Ярославскому в Якутске

Это были С. А. Егоров, Е. Н. Винокурова, П. А. Захаров и К. Н. Пшенников. Несколько раньше других заявил о себе С. А. Егоров, который уже в начале своего творческого пути участвовал в крупных художественных выставках. К числу удачных монументальных произведений Егорова относится также оригинально решенный рельеф «Проводы воинов» (1973, бетон), который скульптор создал при совместной работе с якутским архитектором И. А. Слепцовым над мемориальным комплексом в Олекминске в честь павших в Великой Отечественной войне. В трех частях стелы изображено прощание мужа с женой, сына с матерью, юноши с любимой девушкой, чем подчеркивается причастность каждой семьи, разных поколений к прошедшей войне. Одна из наиболее ранних работ Егорова — портрет заслуженного деятеля искусств ЯАССР костореза В. П. Попова (1962, гранит). Создавая образ почтенного мастера, автор видит в нем прежде всего монолит народного характера, его цельность и основательность и в них словно растворяет индивидуальные черты своей модели. Произведение это в определенной степени программное. Отсюда также «обнаженность» приемов автора: четкое разграничение форм, подчеркнутое выявление гранитной массы. 

Мемориальный комплекс в Якутии
Мемориал

Лаконизм, конструктивная ясность и строгая простота изобразительного языка вообще характерны для произведений Егорова. Однако в пределах этой общей стилистической направленности своего творчества скульптор проделал значительную эволюцию в сторону обогащения эмоциональной характеристики произведений. Свидетельство тому — ряд портретов студентов, старых охотников, молодых рабочих, людей науки и искусства. Нередко скульптор обращается к портрету-бюсту или полуфигуре, находя для них интересное пластическое решение. Изображает он якутов, русских, бурят, вместе составляющих целую сюиту интернациональных образов современников. К сожалению, большинство произведений автор не успел перевести в твердые материалы. 

Памятник Н.Г. Чернышевскому в Вилюйске. Якутия
Памятник Н.Г. Чернышевскому в Вилюйске. Якутия

Помимо станковой и монументальной скульптуры, Егоров увлекается анималистикой и жанровыми мотивами в малой пластике. Выполнены эти произведения в дереве, кости и терракоте. Пытливый интерес к самым разным скульптурным материалам вообще характерен для Егорова. Скульптура мыслится им в широких связях с жизнью и в органическом единстве со смежными видами искусства, и не только с архитектурой. Недаром он, высоко ценя пластические искания современных якутских графиков, находит здесь нечто родственное для себя как скульптора. В этом отношении показательно горячее увлечение Егорова рисунком, который является как бы продолжением его скульптур; строго линейные, тугие, они поражают чисто скульптурной пластической наполненностью. Образы людей сильных, стойких, с яркой жизненной биографией занимают центральное место в творчестве К. Н. Пшенникова. Это прослав-ленные снайперы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Ф. М. Охлопков и Н. А. Кульбертинов, ветеран гражданской войны, партизан А. В. Жирков, первооткрыватель алданской слюды, охотник В. Н. Захаров и другие современники скульптора, изображая которых он обычно подчеркивает такие типические черты их характера, как прямота, открытость души, волевое начало. 

Портрет ветерана ВОВ
Портрет ветерана ВОВ

Следы прожитой долгой жизни и благородство характера читаются в женских образах — в «Портрете матери» (1964, мрамор) и «Портрете матери-героини Е. Н. Охлопковой» (1967, бронза). В начале своего творческого пути, в пятидесятых годах, Пшенников работал и в жанровой скульптуре. В последние годы он вновь обращается к этой области, значительно обогащенный в своем мастерстве и опыте. В развитие скульптуры немалый вклад вносит П. А. Захаров, одной из особенностей творческого почерка которого является, безусловно, верная передача индивидуальных черт портретируемых. Пожалуй, наиболее свободно, цельно он проявляет себя, воплощая образы людей, отделенных от нас определенной исторической дистанцией. Так, в «Портрете П. А. Ойунского» (1977, гипс) с его острой, динамичной композицией и интересным пространственным решением чувствуется свободный романтический полет мыслей революционного поэта. Захаров создал образ прославленного героя гражданской войны, славного сына латышского народа И. Я. Строда, статуя установлена в местности Сасыл-сысы, где отгремели последние победные залпы гражданской войны в Якутии. 

Скульптурный портрет Ойунского
Ойунский

Несомненной удачей скульптора является бюст Н. Г. Чернышевского (1978, бронза, архитектор И. А. Слепцов), установленный в Вилюйске. Другие формы монументальной и монументально-декоративной скульптуры еще только входят в общественную жизнь республики. Но в этой области, кроме упоминавшегося комплекса в Олекминске, тоже имеются отдельные удачные решения. Так, еще в 1967 году в поселке Майя, административном центре Мегино-Кангаласского района, на склоне высокого холма, окруженного лесом, сооружен мемориальный комплекс в честь павших воинов Великой Отечественной войны (скульптор Е. Н. Винокурова, архитектор И. А. Слепцов). Перед поднимающимся по ступенькам мемориала предстает фигура Матери-Якутии с пальмой-батыей якутских богатырей в руках. Сурово-торжественный ритм благословения, выраженный в жесте Матери, поддержан строгими очертаниями архитектурных форм мемориала, составляющего единое целое с природной средой. 

Мемориал ВОВ в Якутске
Мемориал ВОВ в Якутске

Основное русло развития якутской скульптуры составляют станковая форма, портрет. Достижения в этой области благотворно сказались в первых успехах монументальной скульптуры в республике. В станковой скульптуре оттачивают свой пластический изобразительный язык и молодые авторы В. В. Бочкарев, Р. Н. Бурцева и М. М. Павлов, которые все активнее обращаются к образу современника. В то же время в Якутии возрос интерес к малой скульптуре и к скульптурным формам декоративно-прикладного искусства. Словом, в якутской скульптуре наших дней проявляется одна из особенностей современной скульптуры — тенденция к сближению и взаимообогащению жанров. В скульптуре малых форм авторы охотно используют фольклорные образы, мотивы из мира животных и природы, колоритные национально-характерные реалии. Появляются декоративные вещи, в том числе рельефы и блюда, предназначенные для украшения интерьера, выполненные в керамике и дереве. 

Памятник П.А. Ойунскому в Якутске
Памятник П.А. Ойунскому в Якутске

Здесь обратили на себя внимание Е. Н. Винокурова и М. М. Павлов, но особенно активно выступила И. К. Багинян. Ее керамические скульптуры, такие как «У костра» (1973), «Рыбак» и «На праздник» (обе 1977 г.), отличаются пластической наполненностью, красотой фактуры, умелым использованием цвета. В керамике и дереве выполнены фигурки Р. Н. Бурцевой, объединенные темой детства, весны, восторженного восприятия мира. Жизнерадостный, наделенный чувством ритма, декоративности талант Бурцевой, кажется, не приемлет жестких жанровых разграничений и органично проявляет себя и в малой декоративной пластике, и в жанровой скуль¬птуре («Танец оленя», 1976, гипс), и в станковом портрете («Юноша с БАМа», 1978, алюминий). Расширяя жанровый и тематический диапазон своего творчества, закрепляя позиции, якутские скульпторы деятельно участвуют в общем плодотворном процессе развития изобразительного искусства республики

Якутская скульптура У костра
У костра