Э. Толль

Э. Толль
Э. Толль

Эдуард Толль из дворянского рода остзейских немцев, имел титул барона. Родился в городе Ревеле (ныне Таллин в Эстонии). Там же окончил школу. Семья после смерти отца в 1872 году перебралась в город Дерпт (ныне Тарту), где Эдуард поступил в Дерптский университет (ныне Тартуский университет) на естественно-исторический факультет. Изучал минералогию, геологию, ботанику, зоологию, медицину. Первая экспедиция проходила у берегов Северной Африки. В Алжире и на Балеарских островах он изучал фауну, флору, геологию. Вернувшись в Дерпт, защитил кандидатскую диссертацию по зоологии, был оставлен при университете. Труды Толля привлекли внимание знаменитого учёного-полярника А. А. Бунге. Он пригласил Толля в экспедицию на Новосибирские острова. В марте — апреле 1885 года, проделав по реке Яна около 400 километров, Толль прибыл в Верхоянск. Собрав много ценных материалов, вернулся в с. Казачье и через пролив Лаптева перебрался на Новосибирские острова. Оказавшись на севере Котельного острова, километрах в 150 — 200 он увидел (или ему показалось, что увидел) неизвестную землю. Толль был уверен, что это — легендарная земля Санникова. Экспедиция завершилась в декабре 1886 года. 28 января 1887 года путешественники прибыли в Петербург. Было составлено геологическое описание Новосибирских островов, собраны обширные коллекции ископаемых животных и растений — две с половиной тысячи экспонатов.

Э.В. Толль с дочерьми

В 1889 году он женился на Эммелине Вилькон, вышла в свет его книга, в Вене на IX Международной географической конференции он познакомился и подружился с Фритьофом Нансеном. В 1893 году, Толль возглавил новую экспедицию. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос производил раскопки мамонта, на Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай гибели готовившегося к трёхлетнему плаванию нансеновского «Фрама». На севере Сибири описывал Хараулахский, Чекановского и Прончищева хребты, нанёс на карту Анабарскую губу, изучил Хатангинскую губу и низовья реки Анабар. Производя маршрутные съёмки, исправлял и уточнял географические карты того времени. Основной же задачей экспедиции было найти останки мамонтов на реке Анабар, произвести там геологическое исследование.

Шхуна "Заря"
Шхуна "Заря"

В 1899 Толль приступил к организации новой экспедиции, целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи — открытие «большого материка» («Арктиды»,Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил. 21 июня 1900 года «Заря» снялась с якоря в Санкт-Петербурге. Летом 1901 года экспедиция обследовала Таймыр. В мае 1902 года начинается подготовка санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта (один из островов Де-Лонга) и 5 июля 1902 года Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова и Николая Дьяконова. Планировалось, что «Заря» подойдет к острову Беннетта два месяца спустя. 13 июля партия Э.Толля на собачьих упряжках достигла мыса Высокого на острове Новая Сибирь.

Участники экспедиции на шхуне "Заря"
Участники экспедиции на шхуне "Заря"

 3 августа на байдарах они достигли острова Беннетта. Из-за тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к острову Беннетта в назначенный срок и получила серьезные повреждения, сделавшие невозможным дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года капитан шхуны лейтенант Матисен был вынужден увести судно в бухту Тикси и выбросить на мель. В 1903 году поисковая экспедиция под руководством Колчака обнаружила место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и другие материалы. Известно, что группа Толля, не дождавшись «Зари», приняла решение самостоятельно двигаться на юг в сторону континента, однако дальнейшие следы этих четырех человек поныне не обнаружены. Дневник Толля, согласно завещанию, был передан его вдове. Эммелина Толль издала дневник мужа в 1909 году в Берлине. В СССР в сильно урезанном виде он вышел в переводе с немецкого в 1959 году. 

Экипаж шхуны "Заря"
Экипаж шхуны "Заря"

Участники экспедиции Толля на борту шхуны «Заря». В верхнем ряду: третий слева над Толлем - Колчак (3). Второй ряд: Н.Н. Коломийцев, Ф.А. Матисен, Э.В. Толль, доктор экспедиции Г. Вальтер (7), астроном Ф. Зееберг (6), Бяльницкий (5). 

К 150-ти летнему юбилею Эдуарда Васильевича Толля

Э.В.Толль принял участие в трех полярных экспедициях Академии наук на Новосибирские острова. Впервые он побывал здесь в составе экспедиции под руководством А.А.Бунге в 1885— 1886 гг. Экспедиция ставила свое и целью «исследованиe прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири». Эта экспедиция решила дальнейшую судьбу Э.ВТолля. Во время обследования устья р. Мучур-Урях па северо-западном берегу острова Котельного (август 1886 г.) Э.В.Толль заметил на горизонте в северо-западном направлении контуры каких-то гор и низменной земли. Он решил, что это и есть легендарная Земля Санникова. С этого времени Толль сделался страстным полярным исследователем, не расставаясь с идеей поиска Земли Санникова до последних дней жизни. В ходе трех экспедиций с участием Эдуарда Толля на карту были нанесены более двухсот новых географических названий, собраны ценные материалы по географии, геологии, палеонтологии, зоологии, ботанике, метеорологии, астрономии, гидрологии, орнитологии, сделаны магнитные определения. Только труды, изданные Академией наук по материалам русской полярной экспедиции Э.Толля 1900— 1902 гг., составили семь томов. В Музее истории науки Якутии ИГИ в постоянной экспозиции в разделе «Русская полярная экспедиция Э.Толля 1900—1902 гг.» хранится один из энидемиков Якутии, переданный нам из гербария Института биологических проблем криолитозоны СО РАН — лапчатка Толля , як. назв. кэйикэс. Это растение, встречающееся только в бассейне р. Яны, среди прочих ботанических материалов, было отравлено в Академию наук после работы в экспедиции А.А.Бунге 1885-1886 гг. и было описано как новый вид директором Императорского ботанического сада Эрнстом-Рудольфом Траутфеттером в 1889 г. В этом разделе экспозиции выставлен так же макет яхты Русской полярной экспедиции «Заря», выполненный художником В.В.Даниловым в 2002 г.

"Заря" в бухте Тикси 1913 г

Специально для экспедиции по рекомендации Ф.Нансена Академией наук был куплен в Норвегии трехмачтовый китобойный барк «Гарольд Гарфагер», переименованный по предложению великого князя Константина Константиновича в яхту «Заря».

члены экспедиции

члены экспедиции А.В.Колчак, П.Н.Коломейцев, Ф.А.Матисен на фоне «Зари» накануне ее отправки в Петербурге или Кронштадте. 

А.В. Колчак 1901 год
А.В. Колчак 1901 год

 А. В. Колчак во время участия в экспедиции

Участник экспедиции Конон Томский
Конон Томский

В Русской полярной экспедиции были участники из числа местных жителей Якутии — проводников и каюров. Это проводники экспедиции: юкагир Усть-Янского улуса Конон Томский

Степан Сергеев

Ламут (эвен) Ламуихинского рода Усть-Янского улуса Степан Сергеев (был награжден медалью и почетным кафтаном)

Василий Горохов

Якут Ноготского наслега Усть-Янского улуса Василий Горохов, по прозвищу Чыычаах. погибший вместе с Э.Толлем, Ф.Г.Зеебергом и В.Протодьяконовым в 1902 г. 

А.В.Колчак на борту "Зари"
А.В. Колчак в каюте "Зари"

Копии этих фотоснимков из фондов Музея Арктики и Антарктики были переданы нам доктором исторических паук С. И. Бояковой

С.И. Расторгуев

Большой интерес представляет личность Степана Иннокентьевича Расторгуева — урядника, позднее пятидесятника Якутского казачьего полка. В качестве проводника и переводчика он участвовал в экспедициях: по разысканию шхуны «Алеут» на побережье Охотского моря в 1887-1888 гг.; экспедиции энтомолога О.Герца па Камчатку в 1890 г.; экспедиции И.Д.Черского в область pp. Яны, Индигирки и Колымы в 1891 — 1892 гг.; экспедиции Э.В.Толля и Е.И.Шилейко па Новосибирские острова в 1893-1894 гг.; Русской полярной экспедиции ЭТолля 1900-1902 гг. Расторгуев доставлял экспедиционные грузы, исполнял работы препаратора и матроса. По ходатайству Академии паук, он был награжден большой золотой и серебряной медалями, почетным кафтаном. 

Николай Куртах

В 2007 г. из Санкт-Петербургского филиала Архива РАН доктором исторических паук Д.А.Шириной была привезена фотография с подписью «Новосибирские острова. О-в Котельный. Якут Николай Куртах в поварне Воллосовича». Николай Куртах - эвен, промышленник, прибывший на о. Котельный вместе со вспомогательной партией К.А.Воллосовича. По свидетельству Толля, Куртах — «...отличный охотник и каюр, рекомендованный Воллосовичу всем улусом». Интерьер поварни, как видно, обычный для этого вида строений: шести- или семиугольная конструкция сруба, потолок из жердей, земляной пол с постеленной оленьей шкурой, нары вдоль стен.

Э.Толль
Э.Толль

В своем дневнике Толль 9 января 1902 г. описал эпизод, случившийся через 6 дней после смерти доктора Вальтера: «...ко мне пришли Огрин и Шервинский (старший механик и 2-й машинист «Зари»). Последний передал мне в подарок выкованный им зимой охотничий нож с острым стальным клинком и красивой точеной рукояткой из мамонтовой кости. Наконечник и верхняя часть ножен были сделаны из металла, а боковые стороны — из шкуры оленьих ног. Я догадался, что он выковал нож для милого доктора и теперь передал его мне на память о моем близком друге. Необычная форма ножа и его местоположение позволяет предположить, что описываемый нож мог быть повешен на стену поварни на память о докторе Германе Вальтере. 

Памятник участникам экспедиции
Памятник участникам экспедиции

Изучение этих и других материалов о полярной эпопее Эдуарда Толля заставляет нас восхищаться мужеством, самоотверженностью, гуманностью исследователей Арктики. Особенно привлекают взаимное уважение, внимание и дружба, которые питали друг к другу Толль и его друзья – местные жители, проявляя лучшие человеческие качества, столь необходимые в суровых условиях Севера.

Доктор Герман Эдуардович Вальтер

Доктор Герман Эдуардович Вальтер
Доктор Герман Эдуардович Вальтер

Герман Эдуардович Вальтер родился 3 ноября 1864 года в местечке Эрмес Лифляндской губернии. Окончил Дерптский университет. Доктор медицины, орнитолог и бактериолог. В 1899 году принял участие в экспедиции на судне «Андрей Первозванный» у Мурманского побережья и у Новой Земли. В качестве судового врача, второго зоолога и бактериолога приглашен Э.В. Толлем в Русскую полярную экспедицию. Умер 3 января 1902 года от сердечной недостаточности. В честь Вальтера назван мыс на острове Котельный, залив на Таймыре, плато на Новосибирских островах 

Из книги Попова С.В. «Морские имена Якутии».

…Доктор Герман Эдуардович Вальтер, чье имя носит также плато Вальтера, был знаком с Толлем еще со студенческих лет, хотя был на шесть лет моложе. Толль и после окончания университета часто навещал свой студенческий Дерпт, где встречался с уже опытным доктором Бунге и делавшим только первые шаги в медицине Вальтером. Именно под влиянием Толля Вальтер познакомился с Заполярьем. В 1899 году под руководством профессора З. М. Книповича он работал в Мурманске в научно-промысловой экспедиции. Арктика пришлась по душе. Поэтому, когда Вальтер узнал о снаряжении Русской Полярной экспедиции, одним из первых попросил включить его в ее состав. Это был на редкость скромный, душевный и трудолюбивый человек. Во время двух зимовок в экспедиции бывало всякое: взаимные обиды, недоразумения и даже ссоры. Вальтер, говоря современным языком, был абсолютно совместим со всеми. И не потому, что он был бесхарактерным и робким человеком, а ввиду чрезвычайной деликатности и снисходительности по отношению к другим. Когда в результате какого-то спора обстановка в кают-компании «Зари» накалялась, Вальтер с невинным видом бросал добродушную шутку-реплику, и страсти утихали, снова звучали смех и шутки. Доктор был прекрасным музыкантом, но для других играть не любил. Прекрасный охотник, он не раз выручал экспедицию, добывая свежую пищу. Своей выносливостью этот далеко не богатырского сложения человек поражал даже видавших виды матросов-крепышей. Он быстро овладел искусством езды на собаках. Во время одной из дальних поездок по Таймыру Вальтер случайно провалился под лед. Начался ревматизм, вскоре сказавшийся на сердце. Доктор тщательно скрывал от других свой опасный и мучительный недуг, продолжая отдавать все силы работе. Ему удалось быстро ликвидировать появившиеся среди участников экспедиции первые признаки цинги. У него выработался свой метод лечения этой в то время во многом непонятной болезни: йод внутрь, полоскание рта марганцовкой, прием больших доз клюквенного экстракта и лимонной эссенции, преобладание в рационе овощных и фруктовых блюд, твердый распорядок дня и тщательная санитария. Зато болезнь Вальтера прогрессировала. 30 сентября Толль записал в дневнике: «Его пульс ускорен до 120. Сердечная слабость настолько возросла, что при малейшем напряжении он выбивается из сил. Он устает после нескольких шагов, даже взобраться на свою койку ему трудно, и при всем том говорит, что ему становится легче». (Толль Э. В. Плавание на яхте «Заря», с. 247-248.) Все эти симптомы тяжелого заболевания видел лишь начальник экспедиции, сам изучавший медицину. Остальные даже не замечали, ибо Вальтер продолжал трудиться. В ноябре он едал Толлю прекрасно составленный орнитологический отчет, который впоследствии был опубликован. Утром 3 января 1902 года во время дежурства на метеостанции на берегу лагуны Нерпалах Вальтеру стало плохо. Сдававший вахту попытался уговорить его уйти на «Зарю». Доктор категорически отказался. Вальтера так и нашли мертвым за столом перед открытым журналом метеонаблюдений. Не допустив ни одной смерти за две тяжелые зимовки, он сам стал первой жертвой Русской Полярной экспедиции. Похоронили его в полуденных сумерках воскресного дня на вершине мыса Вальтера. Матросы «Зари» соорудили из металлических труб крест, обнесли могилу пятью чугунными столбиками, между которыми натянули якорные цепи. Надпись латинскими буквами была лаконичной — «Г. Вальтер». Одно время мыс называли Могильным. 

Могила Германа Эдуардовича Вальтер

Мне доводилось бывать здесь. Среди бескрайних морских просторов, с одной стороны, и всхолмленной тундры — с другой, высокий крест был виден издалека, и он как бы подчеркивал извечную пустынность этих мест... Вальтер выходил внезапно заболевшего цингой Фридриха Георгиевича Зеберга (его фамилию иногда пишут «Зееберг»), который должен был сопровождать и после излечения сопровождал Толля в его походе на остров Беннетта. Теперь его имя увековечено на карте Арктики трижды: большой залив Зеберга находится в Таймырском заливе и два названия в Якутии — ледник на острове Беннетта и плато на острове Котельный. Сведения о нем нам помогли раздобыть эстонские ученые. Родился он 27 сентября 1872 года в Петербурге. Учился в лучшей столичной немецкой гимназии, заканчивал же школьный курс в Митаве (теперь Елгава). Как Толль, Вальтер и Бунге, он тоже — питомец Дерптского университета. Став в 1897 году преподавателем физики, Зеберг поступил домашним учителем к известному полярному исследователю Дунину-Горсавичу. Когда он узнал о снаряжении Толлем экспедиции, согласился идти простым кочегаром, если там не будет другой вакансии, однако при рекомендации профессоров О. Баклунда и Г. Левицкого был принят астрономом-магнитологом. Во время первой зимовки Толль имел возможность убедиться в надежности молодого, сильного, выносливого, хотя и не очень разговорчивого коллеги. Именно поэтому он и избрал его спутником в походе на остров Беннетта. О ходе этого похода стало известно лишь в 1903 году, когда спасательная партия добралась до острова. Кстати, именно эта партия назвала на острове Беннетта гору Толля и в честь инициаторов поисков: геолога, академика Феодосия Николаевича Чернышева полуостров Чернышева и секретаря президента Академии наук и управляющего его делами генерал-лейтенанта Павла Евгеньевича Кеппена бухту Павла Кеппена. Выйдя 5 июня (по новому стилю) 1902 года с места зимовки «Зари», Толль почти месяц двигался на восток по северному берегу островов Котельный и Фаддеевский, тщетно пытаясь высмотреть в море вожделенные очертания Земли Санникова. После недельного отдыха на мысе Высоком (старинное название, имевшееся еще на карте Геденштрома) острова Новая Сибирь направились по льду на остров Беннетта. За первые двенадцать дней прошли немногим больше пяти километров из-за торосов и разводий. Пришлось убить оставшихся собак и дальнейший путь продолжать на дрейфующей льдине и на каяках. Лишь 3 августа, наконец, достигли острова Беннетта. Исследования этого небольшого острова продолжались больше трех месяцев. Толль терпеливо ждал прихода «Зари». Когда же стало ясно, что ее не пропустили льды, 8 ноября 1902 года, в полярную ночь и при сильных морозах, он вынужден был отправиться назад к Новой Сибири, так как запасов продовольствия оставалось всего на две-три недели. Больше о судьбе группы Толля ничего не известно. Ее след навсегда затерялся в круговерти дрейфующих льдов. 

Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»
Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»

В 1913 году гидрографы с ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» на мысе Эммы поставили большой деревянный крест с надписью: «Памяти погибших в 1902 году начальника экспедиции барона Эдуарда Толля, астронома Фридриха Зееберга, проводников Василия Горохова и Николая Протодьяконова». 

Экипаж ледокола «Вайгач»
Экипаж ледокола «Вайгач»

Позже на полярных станциях Остров Котельный и Мыс Шалаурова были установлены мемориальные доски с надписями аналогичного содержания. Приходится сожалеть, что на карте Якутии пока не увековечены имена каюров-якута Василия Алексеевича Горохова (Чичага) и юкагира Николая Семеновича Протодьяконова (он же Дьяконов или Омук).