История Спасо-Зашиверской церкви в Якутии

Спасская церковь в Зашиверске. Якутия
Спасская церковь в Зашиверске. Якутия

В XVII веке шло активное освоение Крайнего Севера – отряды вольных промышленников, служилых и крестьян продвигались с Русского поморья и Урала на восток, «встреч солнцу», к Тихому океану. В 1639 году отряд служилых людей во главе с енисейским казаком Постником Ивановым прошел «сухим» путем с верховьев Яны на Собачью реку (так в те времена называли Индигирку). Примерно в 160 километрах ниже села Хону река Индигирка рассекает Момский хребет, а при выходе из ущелья делает мощную дугу в сторону крутого обрывистого левого берега. Здесь, на противоположном берегу, на удобной площадке, Иван Постник построил зимовье. Располагалось оно ниже каменных порогов – «шиверов». Отсюда и пошло название сначала острога, затем и города – Зашиверск. Зашиверск был поставлен в самом центре "Юкагирской землицы". П.Иванов доносил: "А юкагирска-де, Государь, земля людна и Индигирская река рыбна. Будет-де, Государь, впредь на Индигирской реке и 100 человек служилых людей, и тем людям можно сытыми быть рыбою и зверьем без хлеба. Да у юкагирских же-де, Государь, людей серебро есть, а где они серебро емлют, того он, Постничко, не ведает". Зашиверск стоял на перекрёстке жизненно важных путей сообщения. По Индигирке плавали до самого “Студёного” моря и по его берегу плыли до Колымы и Чукотки, сухопутная же дорога от Якутска на Колыму (“царская дорога”) пролегала также через Зашиверск. Это та самая дорога, по которой проезжали в своё время друг Пушкина А.Матюшкин, путешественники Ф.Врангель, Г.Сарычев и другие выдающиеся люди.

Герб Зашиверска. Высочайше утвержден 26 октября 1790 г
Герб Зашиверска. Высочайше утвержден 26 октября 1790 г

Зашиверский острог из года в год становился многолюднее и оживлённее. Этот город стал форпостом освоения русскими первопроходцами Индигирского региона. Здесь служилые и "промышленные" люди останавливались на отдых, получали снаряжение, пополняли запасы продовольствия. Среди них были известные землепроходцы С.Дежнев, М.Стадухин, Д.3ырян и другие. Отсюда отправлялись они в далекие путешествия в "новые землицы". Для освоения новых земель Якутское воеводство организует местную администрацию. За казаками в эти отдалённые места шли приказчики, купцы, священники, сборщики ясака. Не всегда у вновь прибывших складывались отношения с коренным населением, издавно кочевавшим в этих краях. Часто чиновники при сборе ясака нарушали установленный порядок, допускали произвол, разоряли коренных жителей разными налогами и сборами. В ответ эвены и юкагиры отказывались от уплаты ясака, откочёвывали подальше, поднимали восстания и осаждали Зашиверск. Известны случаи осады острога ламутами и юкагирами в 1668 и 1679 годах. К этому времени, по-видимому, относится строительство деревянной крепостной стены, что ещё больше подняло значение Зашиверска как единственного укреплённого пункта на Индигирке. В 1700 году под руководством мещанина Андрея Хабарова здесь была сооружена Спасская церковь - удивительное творение деревянного зодчества, до сих пор поражающее своим совершенством - которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири.

Спасская церковь в 70 годы 20 века. Якутия
Спасская церковь в 70 годы 20 века

Одним из первых священников в этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в Якутскую ссылку коменданта Москвы Ивана Слепцова. В своей просьбе о назначении его священником представители посада писали, чтобы новому священнику "...в другие места ни под каким видом не отлучатца и у той святой Спасской церкви жить до окончания живота своего". Этот наказ был выполнен молодым человеком: А.Слепцов служил здесь до конца жизни, умер в Зашиверске в 1783 году, будучи 74-летним старцем. Дело отца продолжил его сын Михаил, о котором писал в Ф.Врангель, попавший в Зашиверск проездом из Якутска на Колыму: "Здесь живёт 87-летний священник Михаил... Бодрость его нисколько не уменьшается с летами и доселе ежегодно, презирая все трудности и опасности, он объезжает верхом с лишком по 2000 вёрст свой приход... Ходит охотиться за дикими баранами и ловит силками куропаток. Короткое лето посвящает он своему необычному огороду, в котором при неусыпных трудах и внимании хозяина поспевают капуста, редька, репа". Встреча в этом поселении с М. Слепцовым оставила приятное чувство и в памяти Ф.Матюшкина, писавшего позднее, что "он заставил меня провести время с удовольствием в Зашиверске. И в Петербурге трудно найти столько образования в духовном звании". Местные жители - юкагиры, якуты, тунгусы, - по словам Матюшкина, любили священника, почитали его. Об энергичной миссионерской деятельности М.Слепцова говорил и Врангель, подчёркивая особо, что Михаил был "вообще известен всей Сибири".

Спасская церковь в Зашиверске. Якутия
Спасская церковь до реставрации

В 1783 году Якутская провинция была превращена в область Иркутского наместничества. Она состояла из Якутского, Олёкминского, Жиганского, Зашиверского уездов. Зашиверск из острога превратился в уездный город, началась новая глава истории этого заполярного поселения. Город становится административным центром, которому подчинялась огромная территория бассейна низовьев Лены, Верхоянского хребта. В Зашиверске появились земский исправник, земский суд, городская ратуша, питейные заведения. Город стал отстраиваться. Число его постоянных жителей доходило до 500 человек. В то время он считался крупным населённым пунктом. Городские чиновники начали выполнять важные поручения правительства. Так, в 1788 году зашиверский исправник И.Баннер по поручению высоких властей вёл переговоры с чукчами, в результате чего правительство Екатерины II в 1789 году узаконило принятие чукчей в российское подданство и разрешило отпускать ежегодно по 500 рублей для приобретения подарков чукчам. Огромную роль в жизни заполярного города, дремавшего от однообразной жизни, играли ежегодные ярмарки, проводимые здесь в начале декабря. По преданиям, на них с драгоценной пушниной собирались со всех концов этого края люди тайги, лесотундры и тундры. Навстречу им из ворот крепости выходили купцы в красочных одеждах, разукрашенных разноцветным ярким бисером, они несли на продажу различные изделия из железа, а также "огненную воду". Затем православный священник и шаман, каждый по своему, благословляли разложенные на снегу товары, после чего начиналась торговля. 

Церковь в Зашиверске. Якутия
Церковь в Зашиверске. Якутия

Предприимчивые купцы привозили из Якутска металлические изделия якутских и русских кузнецов, в которых очень нуждались юкагиры и эвены. Русские торговцы привозили также одежду, бисер, табак, муку, сахар, ткани. Кочевники и оседлые якуты, занимавшиеся охотой, сбывали на ярмарке драгоценные меха пушных зверей - соболей, лисиц, белок, колонков, а также кабарговую струю, мамонтовую кость. Для населения, скучавшего от отсутствия увеселительных заведений, ярмарки становились, конечно, красочным представлением. Это были лучшие годы процветавшего тогда города. С конца ХVIII века из-за хищнического истребления пушного зверя сокращается поступление ценных мехов, уменьшается и число кочевого населения. Постепенно Зашиверск оказался в стороне от Яно-Индигирско-Колымского тракта и стал хиреть. Горожане, лишённые медицинской помощи, страдали от частых эпидемий. В 1803 году по указу о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края в этот список попал и Зашиверский уезд, все административные учреждения которого были перенесены в Верхоянск. Уехали казаки. В городе остались лишь священник да несколько семей мещан и "инородцев". В общей сложности, это поселение просуществовало более двухсот лет, пока в середине XIX века не произошло событие, ставшее началом конца славной истории Зашиверска. Здесь началась эпидемия черной оспы, впоследствии почти полностью уничтожившая население города. Оставшиеся в живых срочно уезжали в другие города и улусы Якутии... 

Экспедиция по реставрации церкви. Якутия
Экспедиция по реставрации церкви. Якутия

Согласно легенде, однажды во время ярмарки, увидев богато окованный сундук, привезенный купцами, шаман приказал немедленно вырубить во льду Индигирки прорубь, а затем бросить в неё этот сундук. Но священник сказал, что скорее бросит в прорубь самого шамана, чем тот сундук, полный сокровищ. Когда сундук был открыт, все бросились к нему и расхватали блестящие украшения, цветные ткани и различные драгоценности. А назавтра в город вошла страшная гостья - чёрная оспа. Вымерли все зашиверцы, уцелела только одна маленькая девочка. Церковь, утратившая приход, долгое время пустовала, пока не начала разрушаться.

Состав экспедиции. Якутия
Состав экспедиции. Якуитя

Николай Журин, профессор и проректор НГАХА, участник экспедиции 1969 года, вспоминает про "малюсенькие фотографии, выполненные в 30-х годах летчиками полярной авиации, которые видели сверху эту церковь. Там и населенных мест-то вокруг никаких нет. Совершенно дикий лунный ландшафт… и вот этот оазис. И спрашивали у Алексея Павловича Окладникова – что это такое, что за церковь? Окладников был человеком совершенно зажигающимся на такие вещи. Он откликнулся, собрал удивительную экспедицию. Мы добирались туда очень долго. Самое удивительное, что эта церковь простояла как "законсервированная", со всеми своими конструкциями, устройством кровли, повалами и другими средствами борьбы со снегом, дождем. Она простояла. И все конструкции эти, все идеи деревянного зодчества, они сработали. Они ее защитили. Это очень важная часть этого своеобразного эксперимента с деревянной постройкой в совершенно экстремальных условиях…". Экспедиция 69-го года открыла миру Спасо-Зашиверскую церковь. Экспедиция 71-го года, руководителем которой стал Анатолий Деревянко, "подарила" ее Академгородку Новосибирска.

Спасо-Зашиверская церковь в Академгородке Новосибирска
Спасо-Зашиверская церковь в Академгородке Новосибирска

Снова отправившись в Якутию, ученые промаркировали и разобрали всю церковь по бревнышку, законсервировали с помощью химических средств. Академик А.П. Деревянко так вспоминал эти замечательные моменты: "Разборка строения – это тяжелейшая физическая работа. Лиственничные бревна весом по 300-400 кг. Все абсолютно вручную. Самая сложная проблема – разобрать шатер – купол Зашиверской церкви. И тут помог совершенно фантастический случай. К нам прилетели вертолетчики – они, пролетая мимо, увидели наш лагерь. Мы разговорились, поделились нашими проблемами. Они и говорят: «Так давайте снимем вертолетом…» Я заинтересовался этой идеей. Подсчитали вес, конечно, Ми-8 должен был легко поднять эту удивительную конструкцию ажурную с куполом и крестом. Фантастический профессионализм экипажа. Они снизились чуть выше креста, вся конструкция дрожала от ветра. Закрепили фалы, вертолет начал подниматься, но тут один фал зацепился за доску. Все накренилось.. Это было мгновение, но как тогда сердце упало – до сих пор помню. Тут же все выровнялось, и через 10 секунд шатер с луковицей опустился к нам в руки. До сих пор я очень благодарен этому экипажу.

Спасо-Зашиверская церковь в музее под открытым небом. Новосибирск
Спасо-Зашиверская церковь в музее под открытым небом. Новосибирск

Получилось так, что они работали с какой-то экспедицией. И один молодой ученый из Якутского научного центра сфотографировал весь этот процесс. Фотография была опубликована в местной прессе, и каким-то образом все это дошло до Москвы, Аэрофлота. И был большой скандал – нарушение техники безопасности, работы без разрешения и т.д.… Командира экипажа даже хотели лишить права полетов. Пришлось нам обращаться к Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву (президент СО АН СССР) с просьбой написать письмо руководству Аэрофлота. Письмо это сыграло свою роль: вместо освобождения от работы командиру экипажа была объявлена благодарность… Их роль действительно была очень велика". В 71-ом году церковь стала переезжать в Городок. Но, конечно, возродилась не сразу. Первое время хранилась "забальзамированная" в Институте истории философии и филологии СО АН. А потом, по словам одного из "возродителей" – плотника Николая Феррантовича Стрельченко, "из этого ничего сделали чего": часами, неделями, месяцами. Также вручную. Отдавая все силы. Только колокол сейчас хранится в Музее народов Сибири и Дальнего Востока – бревна уже не молоды (хотя некоторые сгнившие лиственничные заменили на свежие сосновые), и колокол современная колокольня может не выдержать.

 

По материалам статьи Анны Анисимовой

Реставрированная Спасская церковь
Реставрированная Спасская церковь

В конце 1980-х годов по инициативе народного писателя Якутии Суоруна Омоллоона (Д.К. Сивцева) в 50 километрах севернее Якутска, на террасе правого берега Лены около села Соттинцы, был создан архитектурно-этнографический музей-заповедник "Дружба", в котором была построена точная копия Спасской церкви по чертежам и обмерам доктора архитектуры А.В.Ополовникова.

Часовня в Момском районе. Якутия
Часовня в Момском районе. Якутия

Ещё в тридцатые годы семнадцатого века отряды русских служилых и промышленных людей проникли в долины Яны и Индигирки, осваивая новые земли на северо-востоке Азии. Уже в 1633 году якутский казак Иван Ребров, спустившись по Лене до ее устья, морем дошел до устья реки Яны, а через три года так же, морем, вышел на Индигирку. А в 1639 году отряд служилых людей под началом Постника Иванова с верховьев реки Яны, где уже был Верхоянск, сухим путем, то есть на лошадях, перешел на Индигирку. Здесь, в среднем течении, и было поставлено зимовье. Эта была всего лишь изба. Но уже на тот момент, это была одна из опорных точек в продвижении интересов Российской империи на Восток. 

Памятный знак с гербом Зашиверска. Якутия
Памятный знак с гербом Зашиверска. Якутия

Малыми силами всё делалось, но эффективно. В середине века зимовье было обнесено острожной стеной, а внутри ещё были какие-то новые постройки, в том числе и амбары для хранения ясака, который собирали с местного населения, в основном, в виде пушнины. По углам острога построили несколько башен. А жили на прилегающей территории тогда, в основном, юкагиры. В семнадцатом веке, Зашиверск дважды перестраивался, достраивался и реконструировался. Четыре раза стены его подвергались осаде. А около 1700 года была выстроена Спасо-Преображенская церковь бригадой местных плотников во главе с Андреем Ховаровым. Эта церковь, один из шедевров русского деревянного зодчеств, как полагается, была построена без единого гвоздя из лиственницы. А главное, чудом сохранилась до наших дней. К сожалению, но это разумно, её сейчас здесь нет. В 1971-м году её перевезли в Новосибирск, восстановили и установили на территории историко-архитектурного музея под открытым небом. 

Памятная плита. Момский район. Якутия
Памятная плита. Момский район. Якутия

В середине XVIII века Зашиверск был опять перестроен и по плану 1798 года его крепостные укрепления имели форму прямоугольника. Первоначально его русское население было немногочисленным и состояло из нескольких казаков, приказчика и 2 — 3 промышленных людей. В конце XVII века русское население составляло более десятка служилых людей. В 1740 году в Зашиверске было 10 дворов и несколько балаганов. В 1783 году острог стал уездным городом Якутской провинции Иркутского наместничества и в его округе проживало русских: 62 крестьянина, 33 купца и 99 мещан. В самом городе в 1796 году жило 32 купца, 83 мещанина, было 30 домов и 21 балаган. Каждый год в декабре и в январе в городе проводилась ярмарка, на которую собиралось русское и аборигенное население всей Индигирки, а также с Алазеи и Колымы.

Крест, установленный администрацией Момского района к 370-летию Зашиверска
Крест, установленный администрацией Момского района к 370-летию Зашиверска

В 1803 году Зашиверск был переведен в степень заштатного города провинции. Последняя страница в истории города связана с эпидемией черной оспы, обрушившейся на горожан в 1883 году и погубившей почти всех. Зашиверск был основан, прежде всего, как военно-административный центр сбора ясака. Город стоял на пересечении важнейших дорог. Из Якутска через Зашиверск шли сухопутные тракты на Колыму и далее к Анадырю, по Индигирке плавали к Ледовитому океану. Здесь останавливались экспедиции Стадухина и Дежнева, ходившие на «край Российской земли». Особенно возросло значение Зашиверска в первой половине XVIII века, когда развернулись работы Великой Северной экспедиции. Через город проходили отряды исследователей Северного Ледовитого океана Лаптева и Сарычева. Зашиверск уже больше не восстанавливали после той страшной эпидемии. И теперь здесь практически ничего не напоминает о той жизни. 

Часовня в память о Зашиверске. Якутия
Часовня в память о Зашиверске. Якутия

Лишь вместо церкви теперь поставлена часовня, как памятник небольшому городку, где жили суровые и сильные люди, освоившие и прирастившие к государству Российскому огромные территории. Проезжающие по Индигирке люди иногда заходят сюда, чтобы почтить память предков.

 

По материалам статьи Сергея Карпухина 

Из книги Ф. П. Врангеля «Путешествия по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю».

Зашиверск. Рис. Луки Воронина
Зашиверск. Рис. Луки Воронина

…10 октября в полночь приехали мы в Зашиверск – городок, лежащий на правом берегу Индигирки, в 415 верстах от Табалаха. Во время переезда термометр показывал от 16 до 24 1/2° холода. Ночи проводили мы в полуразвалившихся юртах или в поварнях, где после двенадцати часов беспрерывной езды, несмотря на холод, сквозной ветер и густой, едкий дым, хорошо и крепко спали. Снегу было мало, особенно на ровных местах, открытых порывам ветра. 

Зашиверск. Рис. Ф.Ф. Матюшкина, 1820 г.
Зашиверск. Рис. Ф.Ф. Матюшкина, 1820 г.

Зашиверск был прежде деревней и состоял из нескольких только юрт, но в 1786 году, незадолго до экспедиции капитана Биллингса, указом императрицы Екатерины назначен уездным городом. Сделавшись местопребыванием уездных властей, он расширился так, что впоследствии считалось в нем до 30 жилых домов. По соединении Зашиверского уезда с Верхоянским Зашиверск впал в прежнее ничтожество. Ныне, кроме хорошо поддерживаемой церкви, местечко состоит из пята домов, в коих живут священник со своим братом, смотритель станции якут и два русских семейства. 

Спасо-Зашиверская церковь. Фото 1930-х.
Спасо-Зашиверская церковь. Фото 1930-х.

Впрочем, местечко заслуживает примечания потому, что в нем живет известный во всей Сибири отец Михаил, 87-летний священник. Он уже более 60 лет занимает здесь свое звание, и в течение сего времени, силой своих убеждений, обратил к христианству до 15 000 якутов, тунгусов и юкагиров. Бодрость его нисколько не уменьшилась с летами и доселе ежегодно, презирая все трудности и опасности, он объезжает верхом слишком по 2000 верст весь свой приход. При всем том он имеет еще столько времени и силы, что ходит в горы охотиться за дикими баранами и ловить силками куропаток. Короткое лето посвящает он своему небольшому огороду, в котором, при неусыпных трудах и внимании хозяина, поспевают капуста, редька и репа – большая редкость и едва ли не единственный пример в здешнем суровом климате. Отец Михаил угостил нас истинно по-русски – горшком жирных щей и свежим ржаным хлебом, которые показались нам лучше всяких лакомств. В заключение подали пирог, испеченный из рыбьей муки – изобретение нашего хозяина. Для сего сухая рыба растирается в мелкий порошок, который, если его держать в суше, долго сохраняется и с примесью ржаной муки составляет очень вкусный хлеб. 

Колокола г. Зашиверска
Колокола г. Зашиверска

Зашиверск построен среди пространной равнины, богатой прекрасными лугами и усеянной озерами, обильными рыбой. Здесь водятся сиги (Salmo lararetus) и чиры той же породы. Народонаселение состоит здесь из якутов, которые все лето кочуют с табунами лошадей и стадами рогатого скота. в теплое время года запасаются они сеном на зиму. При наступлении осени якуты расселяются по берегам рек и занимаются рыбною ловлею. Охота составляет у них побочный промысел. Беднейшие якуты, не имеющие ни рогатого скота, ни лошадей, живут оседло на берегах рек, и называются от того речными. Для перевозни тяжестей содержат они собак, которые, питаясь только рыбьими костями, почти не стоят хозяину никаких издержек, а между тем чрезвычайно полезны, даже необходимы. Рыбная ловля составляет главный промысел и почти единственное средство пропитания речных якутов. Зимой занимаются они добычей пушных зверей. 

Общий вид на Зашиверскую церковь
Общий вид на Зашиверскую церковь

Воронин Лука Алексеевич (родился в 1765 г. — год смерти неизв.), этнограф, путешественник и мореплаватель, первый российский арктический живописец. 

После окончания Академии художеств был зачислен в экспедицию И. Биллингса (1785 —1793). Плавал в Охотском и Беринговом морях, а также в заливе Аляска, сопровождал Биллингса в путешествии по Чукотскому полуострову, участвовал в походе Г. Сарычева по Восточной Сибири. 

В путешествии рисовал — природу, людей, их жилища, одежду, утварь, оружие и транспорт. После возвращения в Санкт-Петербург (1794) служил в чертежной Адмиралтейства. Его дальнейшая судьба неизвестна.