«Сибирь»  №11, 23 мая 1873

11 Февраля, въ Якутскомъ округѣ, сгорѣла до основанiя съ имуществомъ, Намскаго улуса церковь во имя Св. Пророка и Крестителя Іоанна Предтечи. Убытку отъ пожара понесено на 12500 руб. Виновныхъ въ поджогѣ не обнаружено.

«Сибирь» №18, 10 мая 1881

Изъ ВИТИМА пишутъ, что тамошнiй священникъ нѣсколько разъ отказывался идти въ церковь для приведенія людей къ присягѣ (даже по полученіи манифеста); получая отъ прихода, кромѣ окладнаго казеннаго жалованья до 1800 руб., онъ не всегда является и на службу (въ постъ вечерни служатъ одни дьячки), а имѣющимъ до него надобность обыкновенно отвѣчаетъ „а вотъ чаю напьюсь“, „а вотъ отобѣдаю“ а то и „завтра приди“! За похороны менѣе 10—20 р. не беретъ, а за вѣнчаніе и до 40 р. Замѣтимъ еще, что здѣсь пока не вывелся обычай (ламскій) получатъ за покойниковъ лошадей и коровъ (хорошъ тоже обычай — собирать покровское, петровское, пасхальное и т. п. въ видѣ яйцъ, курицъ, сметаны, кудели и т. д. до безконечности, въ чемъ матушки уподобляются уже не ламшамъ, каковыхъ нѣтъ, а цыганкамъ).

НУЖНА-ЛИ ВЪ ЯКУТСКѢ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРІЯ?

«Восточное обозрение» №3,20 января 1883.

Намъ пишутъ изъ Якутска, изъ вполнѣ достовѣрнаго источника, что преосвященный Діонисій ходатайствуетъ предъ Св. Синодомъ объ открытіи въ Якутскѣ трехклассной духовной семинаріи. Нужно замѣтить, что ходатайство это возбуждено лицомъ, съ сороковаго года посвятившимъ всю свою дѣятельность интересамъ якутской епархіи, испытавшимъ <подробней...>

«СИБИРЬ» №13, 27 марта 1883

Духовное вѣдомство обратило вниманіе на недостаточность церковныхъ приходовъ и причтовъ въ якутской епархіи. Преосвященный Діонисій заявляетъ, что едва ли гдѣ нибудь пастырское служеніе представляетъ такія трудности, какъ въ безлюдной и пустынной якутской области, церковные приходы въ которой занимаютъ пространство, равняющееся цѣлымъ губерніямъ европейской Россіи. Если же прибавить къ этому отсутствіе путей и средствъ сообщенія, продолжительность и суровость холоднаго времени года, то даже самый ревностный изъ священниковъ не можетъ посѣтить всѣ мѣста своего прихода болѣе одного раза въ годъ. Изъ приходовъ якутской области, въ наиболѣе неблагопріятныхъ условіяхъ находится жиганскій, простирающійся на 1300 верстъ отъ церкви, и Булунскій на берегу Ледовитаго моря, въ безлѣсной и безлюдной тундрѣ, гдѣ путешествіе сопряжено съ страшными лишеніями и съ опасностью для жизни. Преосвященный Діонисій ходатайствуетъ объ учрежденіи въ его епархіи 36 новыхъ приходовъ съ причтами („Эхо").

ВОСТОЧНОЕ ОБОЗРЕНIЕ №22, 2 iюня 1883

Въ „Собраніи узаконеній и распоряженій правительства" опубликовано Высочайше утвержденное мнѣніе государственнаго совѣта объ открытіи 36-ти новыхъ приходовъ и причтовъ въ Якутской епархіи.

СИБИРСКАЯ ГАЗЕТА №49 от 4 декабря 1883 г.

Петербургъ, 28 ноября. По слухамъ въ Уфу же переводится изъ Якутска преосвященный Діонисій.

СИБИРСКАЯ ГАЗЕТА №3 от 15 января 1884 г.

«Восточное обозрѣнiе» №22, 31 мая 1884

Якутскій епископъ Діонисій, по указу святѣйшаго правительствующаго синода, переведенъ въ Уфимскую епархію. Онъ оставилъ по себѣ прекрасную память, судя по присланному письму изъ Якутской области. Въ продолженіе 43-лѣтняго своего служенія преосвященный Діонисій пользовался любовью и уваженіемъ мѣстныхъ жителей Якутской области. Ему, прибывшему молодымъ священникомъ изъ Рязани въ Якутскъ, на долю выпала обязанность походнаго священника. Приходилось посѣщать самыя отдаленныя мало обитаемыя мѣста области и испытывать тѣ трудности и лишенія, съ которыми связана служебная дѣятельность походнаго священника при разъѣздахъ по суровой Якутской области: ночевать на снѣгу, совершать обряды на 40° морозѣ въ холщовой палаткѣ или въ тунгусской уросѣ, разъѣзжать верхомъ на оленяхъ, при недостаткахъ въ пищѣ, нѣсколько мѣсяцевъ сряду. Такимъ образомъ, въ теченіе 10 лѣтъ, въ качествѣ походнаго священника, преосвященный Діонисій посѣщалъ Колымскій край, Чукоцкую землю, берега Ледовитаго моря отъ устья рѣкъ Оленека и Лены до устья рѣки Анадыра, Удскій край, который нынѣ принадлежитъ къ Амуру, Аянско-Охотскую тайгу и верховья рѣки Вилюя. Эти путешествія по мѣстностямъ, населеннымъ тунгусами и якутами, принудили его выучить якутскій языкъ, такъ какъ ему постоянно приходилось имѣть дѣло съ людьми, не понимающими русскаго языка. Убѣдившись, что литургія и все богослуженіе на русско-церковномъ языкѣ этому народу совершенно непонятны, онъ съ разрѣшенія бывшаго архіепископа Иннокентія, впослѣдствіи митрополита московскаго, перевелъ какъ священное писаніе, такъ и литургію на якутскій языкъ. Затѣмъ, будучи протоіереемъ, Діонисій овдовѣлъ и святѣйшимъ синодомъ былъ избранъ въ санъ епископа якутскаго и Вилюйскаго. Благодаря его стараніямъ, совершено много поправокъ старыхъ церквей и церковныхъ зданій, а также выстроено въ округѣ много новыхъ церквей частными лицами, безъ всякой помощи со стороны правительства. Въ частной жизни онъ былъ уважаемъ каждымъ, зналъ всѣхъ жителей города, многихъ съ дѣтскаго возраста, и былъ доступенъ безъ различія званія и положенія всѣмъ тѣмъ, которые нуждались въ его совѣтѣ. Онъ не ограничивался одними только словами и въ нуждѣ щедро подавалъ руку помощи. Жители города Якутска теряютъ теперь въ лицѣ преосвященнѣйшаго Діонисія не только ревностнаго архипастыря, но достойнѣйшаго человѣка и добродѣтельнѣйшаго друга, память о которомъ сохранится надолго въ жизни этого города.

«Восточное обозрѣнiе» №28, 12 iюля 1884

Въ «Церковномъ Вѣстникѣ» помѣщено высочайше утвержденное опредѣленіе святѣйшаго синода объ открытіи въ городѣ Якутскѣ православной духовной семинаріи, и о соединеніи съ ней тамошняго духовнаго училища. Въ семинаріи кромѣ ректора и учителей пѣнія, чистописанія и якутскаго языка, полагается семь штатныхъ преподавателей. Воспитанниковъ полагается 30 въ семинаріи и 40 въ училищѣ; на содержаніе ихъ ассигновало 6,300 руб. (по 90 руб. на каждаго), а вообще же на содержаніе всей семинаріи и училища — 25,065 руб. 20 к. («Совр. Изв.»).

СИБИРСКАЯ ГАЗЕТА №29 от 15 июля 1884 г.

Якутскъ, 25 мая. 23 марта Якутскъ встрѣтилъ новаго преосвященнаго — Iакова. Сибирь, особенно Восточная, ему знакома, такъ какъ онъ долгое время служилъ въ Иркутскѣ, Благовѣщенскѣ и др. мѣстахъ Восточ. Сибири. Тотчасъ по пріѣздѣ онъ устроилъ по воскреснымъ днямъ «бесѣды», для чего городская управа уступила свое зало. Въ своей вступительной рѣчи на первой бесѣдѣ 15 апрѣля, преосвященный Іаковъ выяснилъ роль главнаго пастыря для паствы и задачи русскаго духовенства въ Якутской области, при чемъ пришелъ къ тому выводу, что миссія духовенства въ послѣдней сводится къ подчиненію туземнаго элемента русской культурѣ. Главнымъ средствомъ къ поднятію нравственнаго уровня мѣстнаго населенія преосвященный признаетъ развитіе въ краѣ русской грамоты и при этомъ не придаетъ большаго значенія переводу церковныхъ книгъ на Якутскiй языкъ, мотивируя это тѣмъ, что переводъ церковно-славянскихъ книгъ на Якутскій языкъ задержитъ прогрессъ Якутовъ очень на долго. Особенно горячо настаивалъ онъ на заведеніи народныхъ школъ и вызвался первый подписать крупную сумму для этого. «Прежде всего нужно научить Якутовъ говорить и понимать русскій языкъ», вотъ основа его разсужденій по этому поводу. Въ проповѣдяхъ своихъ преосвященный Іаковъ затрагиваетъ жизненные вопросы, не довольствуясь почерпаніемъ темъ изъ незабвеннаго кладезя схоластическихъ премудростей. Пробирая пьянство и невѣріе въ будущую жизнь, онъ видитъ основаніе для послѣдняго въ безпечности, скудоуміи, лѣности и современной журналистикѣ. Въ преосвященномъ Іаковѣ, какъ ораторѣ, бросается въ глаза одинъ недостатокъ: обиліе затрагиваемыхъ темъ и неполнота развитія ихъ, вслѣдствіе чего получается часто результатъ отрицательный. Возвратимся къ воскреснымъ бесѣдамъ. Ихъ было 6, послѣдняя 20 мая; отложены онѣ до 16 сентября, по случаю выѣзда многихъ на дачи (заимки) и городскихъ Якутовъ и простонародья на полевыя работы. Бесѣды посѣщала публика разнообразная: интеллигенція, якуты и русскіе мужики (кучера), такъ что небольшое зало думы было биткомъ набито въ первыя три бесѣды. Наибольшій интересъ представила бесѣда самого преосвященнаго, чтеніе о. Вас. Ох. печатной брошюрки о процессѣ творенія міра и лекція учителя исторіи и географіи г. Котляра о покореніи Сибири. Лекція послѣдняго много потеряла отъ быстроты чтенія и излишка мелочей, затемнявшихъ главныя событія. На ряду съ этимъ публика принуждена была слушать наивныя разсужденія о. Дор. Пр—ва по поводу распространенія «наукъ и грамотности среди Якутовъ», переведенныя имъ тотъ-часъ-же на Якутскій языкъ. Интересными эти разсужденія могутъ быть по количеству смѣхотворнаго въ аргументаціи Пр—ва; напримѣръ, по резюме его размышленій можно судить о томъ, какъ блестяща была его аргументація: «о, закоснѣвшій въ невѣжествѣ дикарь - Якутъ! Купи за 30— 40 к. полезную книжку на русскомъ языкѣ и прочитай ее внимательно. Прочти какую-нибудь книжку по словесности или философіи — и ты будешь философомъ. Купивши за нѣсколько копѣекъ книжку по агрономіи (рѣчь повидимому идетъ о популярныхъ изданіяхъ) — и ты агрономъ»! и т.д. На ряду съ 1-ми тремя лекторами слушали мы жизнеописаніе Св. Георгія и толкованіе воскресныхъ евангелій и, надо поблагодарить лектора, выспались на его лекціи. На первыхъ трехъ бесѣдахъ присутствовалъ преосвященный, но затѣмъ пересталъ посѣщать ихъ, поручивъ бесѣды своимъ сотрудникамъ. Несмотря на все это, надо отдать честь начинаніямъ преосв. Іакова въ пользу развитія грамотности между Якутами, его обращенію ко всей сочувствующей публикѣ о пожертвованіяхъ на учрежденіе народныхъ школъ, его приглашенію жертвовать книги въ тюремный замокъ и больницу (боимся только, что если самъ онъ не будетъ энергичнѣе въ послѣднемъ, дѣло останется приглашеніемъ), его иниціативѣ открытія воскресныхъ бесѣдъ.

Временный лѣтописецъ Ленскаго города.

«Сибирь» №43, 21 октября 1884

Изъ Якутска пишутъ, что при открытіи въ текущемъ учебномъ году духовной семинаріи были сказаны приличныя случаю рѣчи ректоромъ о. Добротворскимъ и преосвященнымъ Іаковомъ. Рѣчь послѣдняго была проникнута глубокимъ сожалѣніемъ къ положенію якутовъ; дѣло пастырей церкви, говорилъ онъ, не только просвѣщать этихъ несчастныхъ въ нравственно-религіозномъ отношеніи, но и распространять здравыя понятія о гигіеническомъ устройствѣ жилищъ и вообще всей обстановки.

Какъ пишутъ намъ, въ Якутскѣ будутъ издаваться Епарх. Вѣдомости.

«Сиб.газ.»№46, 11 ноя.1884

Якутскъ, 14 октября. Въ Якутскѣ открыта духовная семинарія. Особенность ея программы составляетъ отсутствіе латинскаго и новыхъ языковъ. Говорятъ, это съ цѣлію удержанія семинаристовъ въ предѣлахъ своей родины. Если общій интересъ страны предпочитать личному, то это, пожалуй, и резонно. Якутская епархія крайне нуждается въ образованныхъ священникахъ. Теперь получившихъ семинарское образованіе не наберется и половины. Малограмотные же, едва подписывающіе фамилію, попадаются не рѣдко. Въ массѣ это кладетъ особенный отпечатокъ на духовенство епархіи. Отсутствіе всякихъ другихъ интересовъ, кромѣ прокормленія и накопленія, вноситъ и въ отношенія ихъ къ паствѣ торгово-промышленный характеръ. Жалобы на поборы и вымогательства раздаются до того громко, что архіереи не разъ издавали указы, строго запрещающіе такіе пріемы. Торговля разными товарами практикуется почти всѣмъ духовенствомъ, даже городскимъ. Мы удержимся отъ обличительныхъ подробностей, оставивъ для себя утѣшеніе надѣяться, что образованіе умягчить сердца требоисправителей и сдѣлаетъ изъ нихъ настоящихъ пастырей.

СИБИРСКАЯ ГАЗЕТА №39 от 29 сентября 1885 г.

Изъ Якутска. 5 сентября 84 г. праздновали въ Якутскѣ открытіе семинаріи, исходатайствованной для такой отдаленной и нуждающейся въ просвѣщеніи епархіи, памятнымъ для Якутска Архипастыремъ Діонисіемъ. Событіе это для духовенства Якутской епархіи имѣетъ столь важное значеніе, что приходится еще разъ съ благодарностью вспомнить преосвященнаго Діонисія, мудро управлявшаго епархіею въ теченіе 16 лѣтъ. Только не привелось ему самому открыть семинарію, вслѣдствіе перехода его въ Уфимскую епархію. И объ этомъ приходится не одинъ разъ горько пожалѣть. Теперь здѣсь другія лица, другія и пѣсни. Якутская епархія надъ новымъ управленіемъ переживаетъ тяжелое время — хозяйничанья одного лица, черствость и односторонность котораго, а главное опасеніе, какъ бы не нашлось въ епархіи другое лицо съ большимъ вліяніемъ и умомъ, рѣшительно вредятъ епархіальному дѣлу. Вотъ факты. Наше Якутское духовное училище, которое переименовано въ духовную семинарію, имѣетъ въ своемъ дворѣ четыре громадныхъ корпуса, да сверхъ того во дворѣ Маркова, пожертвованномъ для Семинаріи и укрѣпленномъ за нею, имѣется три большихъ, а съ мезониномъ при одномъ изъ нихъ, и всѣ 4 корпуса; такимъ образомъ въ распоряженіи епархіи имѣется восемь жилыхъ теплыхъ зданій, въ которыхъ насчитывается до 50 комнатъ, (не считая домовой семинарской церкви). Оставалось бы только на ассигнованные синодомъ десять тысячъ рублей, приспособить эти зданія для потребностей семинаріи. Но не тутъ то было. Епархіальное начальство распорядилось построить на ассигнованные 10 тысячъ рублей, съ добавленіемъ къ нимъ 2 или 3 тысячъ отъ епархіи, и безъ того въ тѣсномъ училищномъ дворѣ, застроенномъ деревянными зданіями, еще новое деревянное зданіе, не смотря на основательные доводы нѣкоторыхъ лицъ въ пользу приспособленія домовъ Маркова къ семинаріи и необходимости въ новой постройкѣ; такъ наприм., ученики могли бы жить въ училищно-семинарскомъ корпусѣ, а классы для семинаріи (трехъ-классной) могли бы быть съ большимъ удобствомъ открыты въ главномъ домѣ Маркова, имѣющемъ 7 комнатъ въ нижнемъ этажѣ и въ мезонинѣ столько же. Единственное неудобство — это полуверстное разстояніе домовъ Маркова отъ училищныхъ зданій, но для 16-20 лѣтнихъ молодыхъ людей что же за препятствіе пройтись къ урокамъ полверсты изъ училищно-семинарскаго корпуса? Свободные дома Маркова могли бы служить квартирами для ректора, надзирателя и учителей семинаріи, что безъ сомнѣнія, было бы для нихъ большимъ облегченіемъ и удобствомъ. Но этихъ резоновъ не хотятъ принимать въ соображеніе только потому курьезному обстоятельству, что дома Маркова стоятъ на набережной улицѣ, что улица это проѣзжая и что не далеко отъ того дома малый рынокъ*). Между тѣмъ, дома Маркова, разрушенныя отъ времени, расхищаются людьми. При рацiональномъ хозяйствѣ, вмѣсто безполезно затрачиваемыхъ 13 тысячъ рублей, можно было бы обойтись одной, много двумя тысячами для приспособленія училищныхъ и Марковскихъ домовъ. Притомъ и самыя распоряженія о постройкѣ новаго корпуса не имѣютъ законнаго основанія, такъ какъ смѣта расходовъ сверхъ 10 тысячъ рублей не утверждена синодомъ. Въ довершеніе ко всему носятся неутѣшительные слухи, будто наслѣдники Маркова, основываясь на законѣ, хотятъ оттягать дома родственника въ виду того, что они не получили по завѣщанію своего назначенія.

*) Достойно смѣха было при этомъ слышатъ такое замѣчаніе: «не хорошо тутъ быть классамъ семинаріи, потому что тутъ рынокъ, шляется всякій сбродъ. Мы лучше въ домѣ Маркова откроемъ институтъ для дѣвицъ духовнаго званія».

Извѣстно, что дѣйствующая въ епархіальныхъ управленіяхъ «инструкція благочинному» издана по опредѣленію святѣйшаго синода. Этой инструкціей вмѣняется въ обязанность благочиннымъ, между прочимъ § 13, снабжать причты такъ называемыми «богослужебными журналами». Въ числѣ новыхъ пѣсенъ появился циркуляръ въ іюнѣ 1884 г., которымъ отмѣнены эти журналы, а взамѣнъ ихъ приказано ввести «проповѣдническіе журналы». Какъ будто въ тѣхъ же богослужебныхъ журналахъ, сверхъ записи по принятому порядку, нельзя отмѣчать о сказанной въ извѣстный день проповѣди? Къ тѣмъ же новымъ пѣснямъ надо отнести и успѣхъ, какимъ стали пользоваться, вопреки совершенно ясному закону, анонимные пасквили и доносы. Законно-ли, напр., поступлено по такой гнусной бумагѣ отъ 5 сентября 84 г.

Носятся еще слухи, что старинную, прочную, каменную монастырскую ограду начальство намѣрено сломать и вмѣсто нея поставить новую. Къ чему де монастырю 40 тысячъ, когда намъ припала охота огороды городить. Такія и подобныя распоряженія волей-неволей наводятъ на слѣд. размышленіе: желательно, чтобы всѣ такъ называемые небывалые администраторы сначала побывали во власти мудрыхъ, опытныхъ въ епархіальномъ управленіи лицъ, въ качествѣ ихъ помощниковъ и поучились у нихъ уму-разуму.         X.

«Сибирь» №5, 2 февраля 1886

ЯКУТСКЪ. По иниціативѣ перваго якутскаго епископа покойнаго Иннокентія Веніаминова, послѣдовалъ законъ объ обращеніи хлѣбной руги въ денежный сборъ на содержаніе приходскаго духовенства, по добровольному взаимному соглашенію прихожанъ съ причтами съ тѣмъ, чтобы со введеніемъ сего сбора, духовенство исполняло для прихожанъ духовныя требы безвозмездно; равнымъ образомъ обучало-бы, по мѣрѣ возможности, дѣтей ихъ грамотности. Законъ этотъ исполняется и понынѣ въ отношеніи ружнаго сбора съ крестьянъ и инородцевъ области; духовенство безнедоимочно удовлетворяется имъ, сверхъ опредѣленныхъ окладовъ жалованья изъ государственнаго казначейства, еще сѣнными угодьями и общественными домами (послѣдними, т. е. домами не пользуется только якутское городское духовенство). Къ сожалѣнію, со стороны духовенства предначертанныя въ объясненномъ выше законѣ условія далеко не исполняются. За исправленіе духовныхъ требъ берутъ съ инородцевъ по прежнему быками, коровами, масломъ, контес-ами, дере-мами и чобучах-ами *). Мало того, просто торгуютъ горячими напитками, дабами, чаемъ проч., въ видѣ угощенія и подарковъ, за что получаютъ отъ якутовъ отдарки... Ну и житье-же здѣсь духовенству, прекрасные дома, пары и тройки лошадей, цѣлые экипажи, прогулки и пикники, — словомъ, вѣчная масляница! Что ему голодовка, оспы, невѣжество, нужда? было-бы намъ хорошо.

*) Контесъ — волосяная веревка—поводъ, дере — древесная скобка, вставляющаяся въ ноздри быка, для привязки повода, чобучахъ — берестянный туязъ или лукошко безъ крышки.

«Сибирь» №40, 5 октября 1886

Вотъ уже второе лѣто посѣщаетъ якутскій край членъ общества для распространенія св. писанія въ Россіи Ив. Калин. Голубевъ, который въ настоящемъ году, плывя по Ленѣ до г. Якутска, посѣтилъ всѣ прибрежно-ленскія селенія; на обратномъ пути изъ Якутска онъ побывалъ на золотыхъ пріискахъ ленскаго края; съ Лены пробрался на Илимскъ и въ Братскій острогъ и въ концѣ сентября прибыль въ Иркутскъ. Результатомъ поѣздки г. Голубева было распространеніе имъ въ якутскомъ краѣ болѣе 7,000 экз. книгъ св. писанія и сборъ пожертвованій болѣе 1,000 руб. Всего-же въ текущемъ году распространено имъ въ западной и восточной Сибири до 10,000 экз. книгъ св. писанія. Въ настоящее время г. Голубевъ отправился съ тою-же цѣлію по иркутской губерніи.

Матерьялы для сибирской демонологіи.

«Сибирь» №40, 5 октября 1886

 

(Заговоръ отъ ногтя).

I.

Читай: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Встану я рабъ Божій (имя рекъ) благословясь, и пойду (я) перекрестясь, изъ избы дверьми, со двора воротами въ чистое поле, подъ красное солнце и подъ свѣтлый мѣсяцъ, и подъ частыя свѣтлыя звѣзды, и въ ту святую, въ восточную сторону, въ той въ восточной сторонѣ ѣдетъ святый Георгій страстотерпѣцъ, во святыхъ свѣтлыхъ, бѣлыхъ одеждахъ, на своемъ бѣломъ конѣ, на встрѣчу ему бѣжитъ бѣлый волкъ Христовъ и мечется онъ бѣлому коню подъ горло, и выдираетъ и выгрызаетъ изъ коня 12 ногтей; конь сѣдой или гнѣдой, встань, встряхнись, на землю не ложись, ноготь полой внутренній, ноготь кишечный, ноготь болѣзной, ноготь ножной, ноготь суставной, ноготь копытной, ноготь закожный, ноготь вертлюжный, ноготь головной, ноготь глазной, ноготь ноздревой, ноготь ходовой, ноготь становой, ноготь хребтовой, ноготь хвостовой выйдите вы изъ коня (или изъ коровы) вонъ; васъ выгоняетъ и выкалываетъ своимъ острымъ копіемъ святый мученикъ Георгій страстотерпѣцъ. Заклинаетъ васъ святыми своими молитвами и выйдите изъ нутра и изо всѣхъ мѣстъ въ чолку, изъ чолки въ гриву, изъ гривы въ хвостъ, изъ хвоста въ океанъ море и чтобы вамъ оттуда выходу не было во вѣки вѣковъ, аминь, аминь, аминь и были-бы мои всѣ слова крѣпки и лѣпки и сильны на конѣ по сей день и по сей часъ, и всѣмъ моимъ словамъ буди ключъ и замокъ аминь (3 раза). Читать 3 раза на сажу, да соли тутъ-же положить вмѣстѣ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Читать отъ руды и крови заговоръ надъ раной.

II.

Слетѣлъ безъ крылъ, сѣлъ безъ ногъ, клюнулъ безъ носа, нѣтъ у нихъ раны и ни руды, ни крови, ни скорби и ни болѣзни, ни щепоты и ни ломоты и ни пухледи; и такъ бы не было у меня раба Божія (имя рекъ) раны и отъ раны ни руды и ни крови, ни скорби и ни болѣзни, ни щепоты и ни ломоты и ни пухледи, урви не кань, урви не кань, урви не кань. Во полѣ, — полѣ, въ широкомъ раздольѣ шли два брата, два брата (имя рекъ) несли они по ножу и по топору и по вострому копію, про между себя они рубятца и рѣжутца и копіями колютца и нѣтъ у нихъ раны и нѣтъ у нихъ отъ раны ни руды, ни крови, ни скорби и ни болѣзни и ни щепоты и ни ломоты и ни пухледи; и такъ-бы не было у меня раба Божія (имя рекъ) раны и отъ раны ни руды, ни крови, ни скорби и ни болѣзни, ни щепоты, ни ломоты, ни пухляди. Урви не кань, урви не кань, урви не кань. На морѣ на океанѣ, на каменномъ мостѣ, стоитъ изба каменная, и въ той избѣ каменной живетъ баба каменная, у той бабы каменной есть каменная корова, у той каменной коровы есть каменный дойникъ и онъ не доитъ. И нѣтъ у нихъ раны и нѣть отъ нихъ ни руды, ни крови, ни скорби, ни болѣзни, ни щепоты, ни ломоты, ни пухледи; и такъ-бы не было у меня раба Божія (имя рекъ) раны и отъ раны ни руды, ни крови, ни скорби, ни болѣзни, ни щепоты, ни ломоты, ни пухляди, урви не кань, урви не кань, урви не кань. И какъ ты Матушка Пресвятая Богородица съ батюшкомъ Тихономъ Преподобнымъ утишаете въ моряхъ и въ рѣкахъ и въ каменныхъ горахъ ключи полные, и такъ ты Матушка Пресвятая Богородица, съ Тихономъ съ преподобнымъ, уйми и останови и утиши раба Божія (имя рекъ) въ ранѣ кровь и руду, скорбь и болѣзнь, щепоту и ломоту и опухоль; по сей день и по сей часъ и по сіе мое слово, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь, аминь, аминь.

Читай отъ чирья.

III.

Не отъ камня воды, не отъ быка молока, не отъ раны крови, и буди всѣ мои слова крѣпки и лѣпки и сильны на рабѣ Божіемъ (имя рекъ) и всѣмъ моимъ словамъ буди ключъ и замокъ аминь, аминь, аминь. Читай надъ вередомъ.

Молитва отъ жабы, ежели болитъ горло. Читай: Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Встану я рабъ Божій (имя рекъ) благословясь и пойду перекрестясь, изъ избы во двери, со двора въ вороты и пойду я въ чистое поле, подъ красное солнце и подъ свѣтлый мѣсяцъ и подъ частыя, свѣтлыя звѣзды и въ ту святую восточную сторону и въ той сторонѣ ѣдетъ свѣтъ, святый мученикъ Георгій страстотерпѣцъ, на своемъ бѣломъ конѣ, въ свѣтлыхъ, бѣлыхъ одеждахъ, у него есть вострое булатное копіе, то онъ меня спрашивалъ, чего ты рабъ Божій (имя рекъ) ищешь? и я ищу рабъ Божій востраго булатнаго копія, чѣмъ жабу колоть. И колетъ св. мученикъ Георгій страстотерпѣцъ, своимъ булатнымъ копіемъ у такого раба Божія (имя рекъ). Исчезни и пропади та жаба въ горлѣ; щепота и ломота и опухоль, по сей день и по сіе мое слово во вѣки вѣковъ аминь (3 раза). И буди мои слова крѣпки и лѣпки, и всѣмъ моимъ словамъ буди ключъ и замокъ аминь, аминь, аминь. А колоть копѣйкой съ конемъ, или грошемъ подъ горло; начитывать намедъ три раза.

IV.

Молитва отъ шатуна, аще коня будетъ мучить, то читай на уксусъ.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа аминь. Отсылаю сатану и поспѣшниковъ его, бѣсовъ проклятыхъ, со всѣхъ когтей и со всѣхъ ногтей со всѣхъ ногъ и вострыхъ копытъ изо всѣхъ жилъ, изъ глазъ, изъ головы. Поди ты сатана и поспѣшники твои, на мхи и на болота и на крутые берега и на желтые пески и на высокія горы на сухіе лѣса. Тутъ ты себя сатана проклятый утѣшай и ублажай; буде-же ты меня раба Божія (имя рекъ) не послушаешь, то попрошу я Михаила Архангела, то онъ пріидетъ съ вострымъ копіемъ, то онъ тя заколетъ и отошлетъ тебя туда-же, на мхи и на сухіе лѣса въ горькую осину, во вѣки вѣковъ, тутъ ты сатана проклятый утѣшайся и ублажайся. Очисти Господи небо и землю и утверди Господи небо и землю; тако утверди Господи коня на ногахъ, ходити ему всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ аминь, аминь, аминь.

V.

Молитва отъ червей. Читай: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Встану я рабъ Божій (имя рекъ) благословясь и пойду перекрестясь изъ избы дверьми, изъ двора воротами, въ чистое поле, подъкрасное солнце и подъ свѣтлый мѣсяцъ, подъ частыя, свѣтлыя звѣзды, въ ту во святую въ восточную сторону; въ той въ восточной сторонѣ ѣдетъ святъ святый Егорій страстотерпѣцъ, на своемъ бѣломъ конѣ, во святой въ воинской одеждѣ, въ рукахъ у него вострое копіе и плеть, и я рабъ Божій (имя рекъ) помолюся и попрошу его: ой ты еси святый Егорій страстотерпѣцъ, обереги ты и постереги въ моемъ огородѣ всякую губину, бѣлую капусту и всякой овощъ отъ всякаго гаду ядовитаго, отъ червей червющихъ, отъ синяго, отъ вишневаго и чернаго, отъ черемнаго, отъ краснаго и отъ багроваго, отъ бѣлаго, отъ зеленыхъ и отъ листопадныхъ, и отъ находныхъ, и отъ коренья, и отъ наползныхъ изъ иныхъ, чужихъ огородовъ и съ тучи падныхъ, отъ большихъ и отъ малыхъ и отъ червей всякихъ, какіе есть на семъ бѣломъ свѣтѣ и на сей землѣ и отъ килы; а святый Егорій страстотерпѣцъ ѣздитъ въ моемъ огородѣ вокругъ всей моей губины и бѣлой капусты, крестомъ благословляетъ и копіемъ своимъ колетъ и плетью стегаетъ и вонъ изъ огорода прочь гонитъ подъ окладную жердь; и именемъ Господнимъ ихъ заклинаетъ, своими святыми молитвами, всякую гадину ядовитую, червей червющихъ, синяго, вишневаго, и чернаго и чермнаго и пестраго, полосатаго, мохнатаго и краснаго и багроваго и бѣлаго и зеленаго, и съ тучи падныхъ и наползныхъ съ иныхъ огородовъ, какіе есть на сей землѣ, переводную, большаго и малаго и килу, и отсылаетъ онъ ихъ на лѣсы темные и на мхи и на болоты топучіе и на гнилыя колоды, тамъ вамъ питера и ядера и ползанье; а въ моемъ огородѣ нѣть вамъ ни питеры, ни ядеры, а мои овощи и всякая губина и бѣлая капуста, буди горчее горькаго онега и горькой полыни и сулемы, еще есть на васъ червей не моей бѣлой капусты роса, а отъ лютаго морозу вамъ червямъ пагуба и отъ сей молитвы, чтобъ вамъ пропасть, всегда нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ аминь, аминь, аминь. А мои слова буди крѣпки и буди всѣмъ моимъ словамъ ключъ и замокъ животворящій крестъ Господень, аминь, аминь, аминь. Читай надъ водой и окропи ею огородъ.

«Восточное обозрѣнiе» №41, 9 октября 1886

Въ городѣ Якутскѣ, согласно постановленію св. синода, открыта трехклассная духовная семинарія.

«Восточное обозрѣнiе» №42, 16 октября 1886

Святѣйшимъ синодомъ разрѣшено издавать въ городѣ Якутскѣ, съ дозволенія предварительной цензуры, подъ редакторствомъ ректора мѣстной духовной семинаріи, протоіерея Стефана Добротворскаго, «Якутскія Епархіальныя Вѣдомости».

«Сибирь» №9, 1 марта 1887

Изъ Якутска. Вопросъ объ улучшеніи церковнаго пѣнія, возбужденный почти во всѣхъ епархіяхъ Россійской имперіи, не остался безотвѣтнымъ и въ нашей далекой окраинѣ. Епархіальнымъ начальствомъ, въ особенности преосвященнымъ, сдѣланы соотвѣтствующія распоряженія, принимаются мѣры и изыскиваютъ средства къ возможному распространенію и упорядоченію церковнаго пѣнія по епархіи. При этомъ нельзя не пожалѣть отъ души о томъ, что воскресныя бесѣды преосвященнаго, преподаваемыя съ особеннымъ умѣніемъ и удобопонятностію, даже для самаго скуднаго ума и образованія, мало привлекаютъ слушателей. Наши якутяне, невнимательные къ душеспасительнымъ поученіямъ мѣстнаго архипастыря, который съ любовію и рѣдкимъ терпѣніемъ продолжаетъ свои бесѣды, не упустительно, были очень внимательны и любезны къ Навѣкиной и ея труппѣ, въ минувшую ярмарку.

«Восточное обозрѣнiе» №13-14, 2 апрѣля 1887

Въ «Иркутскихъ Епархiальныхъ Вѣдомостяхъ» находимъ слѣдующее письмо: «Въ Якутскѣ его преосвященствомъ преосвященнѣйшимъ Іаковомъ, епископомъ якутскимъ и вилюйскимъ, исходатайствовано открытіе городской публичной библіотеки для безплатнаго чтенія въ помѣщеніи оной въ городскомъ обществениомъ залѣ по вторникамъ и четвергамъ съ 2 до 6 часовъ дня. Имъ же приняты на себя расходы по содержанію библіотеки, имѣющей до 300 книгъ, изъ которыхъ болѣе 200 пожертвованы его преосвященствомъ, а прочія консисторіей и семинаріей. Книги по преимуществу духовно-нравственнаго содержанія, но между ними, къ сожалѣнію, нѣтъ книгъ о житіи святителя Иннокентія Иркутскаго Чудотворца».

«Библіотекарь Н. Москвинъ».

«Восточное обозрѣнiе» №33, 20 августа 1887

По свѣдѣніямъ якутской епархіальной власти, главный контингентъ населенія этой епархіи составляютъ крещеные якуты, число которыхъ доходитъ до 250 тыс. человѣкъ. Около 30 тыс. изъ нихъ владѣютъ русскимъ языкомъ. Религіозное состояніе якутовъ весьма плачевное — суевѣрія и шаманство господствуютъ здѣсь въ полной силѣ. Какъ средство для просвѣщенія дикаго Якутскаго края, предпринято въ Якутскѣ съ 16-го апрѣля изданіе «Якутскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей».

«Сибирская газета» №53, 14 iюля 1888

Въ Якутскѣ открывается институтъ для дѣвицъ духовнаго и свѣтскаго званія, и преимущественно инородческихъ. Въ немъ будутъ обучать закону Божію, русскому языку, письму и ариѳметикѣ, — современемъ какому-нибудь ремеслу. Открытіе института, для котораго испрашивается Высочайшее покровительство Государыни Императрицы, послѣдуетъ 15 октября. Для института купленъ домъ, близь каѳедральнаго собора, принадлежавшій протоіерею Суворову. За обученіе и готовое полное содержаніе воспитанница вноситъ ежегодно около 120 руб. Приходящія изъ частныхъ квартиръ платятъ за обученіе около 16 р. На казенное содержаніе въ началѣ могутъ быть приняты отъ 3 до 5 дѣвицъ; содержаніе ихъ оплачивается процентными ружными и благотворительскими суммами. Даровое обученіе можетъ быть дозволено бѣднѣйшимъ, по особымъ ходатайствамъ. Учрежденіе института вызвано особенными условіями мѣстной жизни, съ цѣлью просвѣтительною. Особенныя мѣстныя условія состоятъ въ томъ, что дѣти духовенства, да и вообще русскаго населенія, усвоили якутскій языкъ и отвыкаютъ отъ русскаго. Во многихъ семействахъ дѣти, обращающіяся съ прислугою изъ якутовъ, совсѣмъ не говорятъ по-русски, а только по-якутски, и при томъ не учатся грамотѣ. Вслѣдствіе этого дочери церковно служителей вырастаютъ въ совершенномъ невѣжествѣ, бездѣятельности, не знаютъ никакого ремесла, и не могутъ руководить воспитаніемъ подрастающаго поколѣнія.

Епископъ Якутскій Іаковъ въ запискѣ о ревизіи епархіи недоумѣваетъ — «что сказать о причтѣ жиганскомъ, служившемъ въ году четыре литургіи и разъ въ году ѣздившемъ съ требами, не зная якутскаго языка? Сколько опущеній сдѣлалъ священникъ Тютюковъ, 36 лѣтъ прожившій на мѣстѣ, и дьячекъ, 25 лѣтъ прозябшій тамо!» (Якут. Епар. Вѣд.)

«Восточное обозрѣнiе» №14, 2 апрѣля 1889

27-го февраля въ Петербургѣ въ казанскомъ соборѣ состоялось чрезвычайное общее собраніе членовъ с.-петербургскаго миссіонерскаго общества. Храмъ былъ полонъ. На этомъ собраніи преосвященный Митрофанъ, епископъ ладожскій, сообщилъ свѣдѣнія о дѣятельности комитета за первый истекшій годъ его существованія и пригласилъ присутствовавшихъ къ посильнымъ пожертвованіямъ въ пользу дѣла распространенія христіанства. Послѣ рѣчи преосвященнаго священникъ Ф. Орнатскій прочелъ рѣчь объ апостольскихъ подвигахъ алеутско-камчатскаго миссіонера, высокопреосвященнаго митрополита московскаго Иннокентія. Архипастырь — сынъ пономаря — пятнадцать лѣтъ въ священническомъ санѣ трудился надъ распространеніемъ христіанства на островѣ Ситхѣ, Алеутскихъ островахъ и бывшихъ русскихъ, нынѣ уступленныхъ сѣверо-американскихъ владѣніяхъ, и, возведенный по повелѣнію императора Николая въ санъ епископа камчатскаго, алеутскаго и курильскаго, онъ продолжалъ свою миссіонерскую дѣятельность въ теченіи 45 лѣтъ. Имъ составлены грамматики алеутско-лысевская и якутская, имъ устроено богослуженіе и переведены на языки этихъ инородцевъ евангеліе, катехизисъ и мног. др. Онъ былъ избранъ членомъ академіи наукъ и былъ удостоенъ ея преміи. Кромѣ того, онъ принималъ дѣятельное участіе въ присоединеніи Алеутско-Уссурійскаго края и основалъ города Благовѣщенскъ и Софійскъ.

«Восточное обозрѣнiе» №28, 9 ля 1889

Якутскъ, 31-го мая. 27-го мая около 12 часовъ по полудни раздался печальный благовѣстъ сперва въ соборной, а затѣмъ и въ остальныхъ церквахъ, и почти одновременно съ этимъ всѣмъ стало извѣстно, что нашъ архіерей преосвященный Іаковъ скончался. Въ 7 часовъ того-же дня была отслужена первая панихида, на которую стекались толпы народа. Панихиды совершались ежедневно по 3 раза, и каждый разъ были полны молящимся народомъ, свидѣтельствовавшимъ о его любви къ почившему. 29-го мая, въ 7 часовъ вечера, назначено было перенесеніе тѣла архипастыря въ монастырскій соборный храмъ. Еще за долго до выноса тѣла, собрался народъ почти со всего города, такъ что за неимѣніемъ мѣста въ архіерейскихъ покояхъ, большинству пришлось дожидаться печальной процессіи во дворѣ. Въ день выноса тѣла народъ почти до самаго поздняго вечера не расходился, желая послѣдніе часы земнаго пребыванія архипастыря провѣсти съ нимъ. На утро въ 9 часовъ назначено было отпѣваніе. Во всѣхъ учебныхъ заведеніяхъ и присутственныхъ мѣстахъ занятій не было, всѣ магазины и лавки были заперты, однимъ словомъ всѣ бросали свои занятія, — и было еще очень рано, когда начали стекаться въ церковь, гдѣ находился усопшій. Первую рѣчь сказалъ архимандритъ. Рѣчь была хотя и короткая, но въ немногихъ словахъ ею была очерчена вся дѣятельность преосвященнаго. Передъ началомъ панихиды рѣчь говорилъ протоіерей Протопоповъ, который съ замѣтнымъ волненіемъ очертилъ всю дѣятельность преосвященнаго по епархіи и какъ сотрудникъ его при разъѣздахъ свидѣтельствовалъ о неусыпности его трудовъ. Въ срединѣ и концѣ панихиды говорили рѣчи воспитанники семинаріи. Даже иновѣрцы и тѣ, уважая въ архипастырѣ великой души человѣка, прощались съ нимъ. Послѣ послѣдняго цѣлованія духовенство въ преднесеніи запрестольныхъ образовъ и хоругвей вынесло тѣло преосвященнаго изъ церкви и, по троекратномъ обнесеніи гроба кругомъ церкви, понесло гробъ въ усыпальницу, которая устроена была въ деревянномъ храмѣ, находящемся въ томъ-же дворѣ. Народъ долго не расходился и грустно смотрѣлъ, какъ рабочіе, накладывая камень за камнемъ, скрывали отъ глазъ любимаго архипастыря. Миръ праху твоему, неустанный труженикъ, учитель и любвеобильный архипастырь!

Чѣмъ-же заслужилъ архипастырь къ себѣ такую любовь, что всѣ почти отъ мало до велика собрались къ нему не только проститься съ нимъ, но и проводить его до послѣдняго мѣста успокоенія? Тѣмъ, чего во многихъ изъ такихъ дѣятелей недостаетъ. Тотчасъ по прибытіи своемъ въ епархію и по обозрѣніи ея преосвященный наглядно убѣдился, что жатвы много, но дѣлателей мало, и потому прежде всего имъ было обращено вниманіе, чтобы дѣлатели эти были апостолами не по одному только названію, но и на дѣлѣ. Видя положительную неразвитость якутовъ, преосвященный во многихъ улусахъ завелъ школы, старался личными съ якутами бесѣдами повліять на ихъ нравственное состояніе, и даже дѣлился съ бѣдными своими средствами. Каждое притѣсненіе беззащитнаго, отъ кого-бы оно ни исходило, было близко его отзывчивой душѣ, и при всякомъ удобномъ случаѣ онъ ставилъ этимъ притѣсненіямъ значительныя преграды. Нищій и богатый были передъ нимъ равны, и помогая первому во всѣхъ его самомалѣйшихъ нуждахъ, онъ богатому врачевалъ душу, погрязшую въ безцѣльномъ для общества стяжаніи богатства — показывая своимъ примѣромъ цѣль жизни и обязанность каждаго полезнаго члена общества. Будучи самъ безупречнымъ судіей, онъ требовалъ того-же и отъ гражданскихъ начальниковъ и горе тѣмъ, кто заслужилъ его правдивый гнѣвъ. Выходя каждую службу для поученія своей паствы и опершись на свой жезлъ, какъ на единственную опору въ своихъ апостольскихъ трудахъ, онъ безпощадно каралъ пороки во всѣхъ видахъ, пощады не было никому — и потому нѣтъ ничего удивительнаго, что подобными своими поученіями онъ нажилъ себѣ если не явныхъ, то тайныхъ враговъ, которые, не имѣя возможности чѣмъ-либо повредить пастырской дѣятельности преосвященнаго, старались платить ему за его обличенія явнымъ пренебреженіемъ, уходя изъ церкви въ то время, когда архипастырь выходилъ къ народу для поученія. На такое глупое, можно сказать — дѣтское мщеніе преосвященный не обращалъ вниманія, но сами убѣгающіе отъ его обличеній тѣмъ самымъ доказывали только, что правда колола имъ глаза. Чутко вглядываясь въ жизнь общества и видя въ немъ положительное отсутствіе нравственныхъ началъ, преосвященный первый подалъ мысль къ основанію библіотеки, пожертвовалъ для основанія ея много книгъ, давалъ ей денежныя средства и во все время своей жизни въ Якутскѣ не оставлялъ эту библіотеку своими обильными, пожертвованіями. Чтобы пріохотить публику къ чтенію, по иниціативѣ преосвященнаго библіотека сдѣлана была безплатной, но такъ какъ общество не изъявило желанія доставлять библіотекѣ средства, при которыхъ она могла-бы быть безплатной, то по необходимости пришлось установить для чтенія плату. Но и при этомъ новомъ порядкѣ преосвященный не оставлялъ библіотеку крупными пожертвованіями и даже не за долго до смерти выписалъ книгъ для библіотеки на довольно значительную сумму. Многіе изъ подписчиковъ пожалѣютъ о кончинѣ преосвященнаго, потому что наше общество едва-ли догадается, въ память основателя библіотеки дать ей самостоятельныя средства, а безъ этихъ средствъ улучшаться ей не представляется возможности. Преосвященный обратилъ затѣмъ строгое вниманіе на всѣ якутскія учебныя заведенія, и сознавая малоуспѣшность ихъ въ дѣлѣ народнаго образованія, основалъ на изысканныя имъ средства миссіонерское училище для инородческихъ мальчиковъ, а главное для сиротъ-инородцевъ, остающихся во все время воспитанія на казенномъ содержаніи. Кромѣ этого училища, основано еще и женское духовное училище, которымъ преосвященный желалъ какъ-бы обличить общество въ несовершенствѣ воспитанія, существующаго въ ихъ женскихъ воспитательныхъ учрежденіяхъ. Очень жаль, что этому училищу суждено было потерять своего основателя въ то именно время, когда оно, какъ неокрѣпшее еще дитя, нуждается въ неусыпномъ о немъ попеченіи. Желая поднять дѣятельность членовъ епархіальнаго духовенства и возбудить въ нихъ соревнованіе въ ихъ трудахъ, преосвященный основалъ «Епархіальныя вѣдомости», въ которыхъ благодарности и порицанія духовенству по исполненію ими обязанностей публиковались во всеобщее свѣдѣніе. Главнымъ работникомъ по изданію этихъ вѣдомостей былъ тотъ-же преосвященный. Однимъ словомъ вся 4-хъ лѣтняя дѣятельность преосвященнаго въ Якутскѣ была посвящена обществу; принося еще разъ желаніе вѣчнаго блаженнаго покоя усопшему, будемъ надѣяться, что новый архипастырь, который будетъ назначенъ вмѣсто него, будетъ продолжатъ эту плодотворную дѣятельность на пользу нашего отдаленнаго и забытаго края.

«Восточное обозрѣнiе» №30, 23 iюля 1889

ПЕТЕРБУРГЪ, 17-го iюля. Первый викарій иркутской епархіи Мелетій назначенъ епископомъ якутскимъ.

«Сибирскiй вѣстникъ» №151, 25 декабря 1892

Якутскъ, 20 ноября 1892 года. Нельзя обойти молчанiемъ то очень отрадное явленіе, что при якутской центрально-миссіонерской школѣ, находящейся подъ покровительствомъ и ближайшимъ руководствомъ самого архипастыря, предположено, по мысли послѣдняго, открыть ремесленное отдѣленіе. Мысль весьма благая, и вотъ почему.

Якуты, подобно всѣмъ дикимъ племенамъ и народамъ, отъ природы косны, лѣнивы и неизобрѣтательны. Все ремесло нѣкоторыхъ изъ нихъ заключается въ безхитростномъ дѣланіи ножей, крестиковъ, поясовъ, цѣпочекъ, гребешковъ съ вырѣзанными надписями и т. п. бездѣлушекъ. Но дайте толчокъ духовной природѣ якута путемъ основательнаго развитія и онъ встрепенется. Неподвижный умъ и усыпленныя способности, — золотыя чувства въ грязной и жесткой корѣ, — пробудятся, и онъ, примѣняя пріобрѣтенныя знанія въ жизни, самъ вкуситъ отъ плодовъ цивилизаціи и для сородичей своихъ послужитъ вѣрнымъ и надежнымъ проводникомъ ея. Еще обучаясь въ школѣ *), въ числѣ учениковъ которой были инородцы разныхъ категорій: корейцы, гольды, буряты и др., мнѣ пришлось фактически убѣдиться въ томъ, что рѣдкая воспріимчивость послѣднихъ равно пропорціональна ихъ лѣности и неподвижности.

*) Въ благовѣщенской на Амурѣ духовной семинарiи.

Въ памяти моей, между прочимъ, удержался такой случай изъ школьной жизни. Въ училище были привезены два корейскихъ мальчика **), не знавшіе почти ни одного русскаго слова. И что же? чрезъ два-три мѣсяца они не только научились русскому языку, но и опередили въ наукахъ многихъ изъ своихъ русскихъ товарищей, что нерѣдко встрѣчается и здѣсь между якутскими мальчиками, обучающимися въ миссіонерской школѣ. У нѣкоторыхъ изъ нихъ, благодаря удачному подбору наставниковъ, развита любознательность и стремленіе къ самоусовершенствованію. Они любятъ чтеніе, живопись, рисованіе, занимаются переплетомъ книгъ и пр. — Такимъ образомъ, школа эта, при открытіи въ ней ремесленнаго отдѣленія, является для края, бѣднаго ремесленниками, но изобильнаго праздношатающимся, любящимъ пожить на счетъ другого, людомъ, истиннымъ благодѣяніемъ. И дай Богъ, что-бы всѣ труды и благія начинанія нашего архипастыря принесли плоды, сообразные съ великими нуждами и потребностями нашего края!

**) Оба мальчика привезены въ Благовѣщенскъ преосвященнѣйшимъ Веніаминомъ (въ Бозѣ почившимъ архіепископомъ Иркутскимъ) изъ южно-уссурійскаго края, во время управленія имъ камчатскою епархіей. Одному изъ нихъ, взятому съ канонерской лодки «Горностай», усвоена фамилія Горностаевъ; другому, найденному въ одномъ корейскомъ селеніи привязаннымъ на что-то къ столбу, — Пуцилловъ, по фамиліи крестнаго его отца, доктора медицины г. Пуцилло. Первый, окончивъ полный курсъ семинаріи и теперь, кажется, учительствуетъ; другой, вышедши изъ первыхъ классовъ семинаріи, поступилъ въ телеграфное вѣдомство.

«Сибирская жизнь» №260, 4 декабря 1897

Якутскъ. (Воспитательные пріемы духовной семинаріи). Въ числѣ разныхъ пріемовъ для наиболѣе совершеннаго воспитанія своихъ питомцевъ мѣстною семинаріею практикуются слѣдующіе: письма отъ родныхъ и знакомыхъ, адресуемыя на имя воспитанниковъ, доставляются имъ въ распечатанномъ видѣ; семинарская библіотека для учащихся трудно доступна, напр., такая книга, какъ исторія русской литературы Скабичевскаго, считается слишкомъ либеральною; производится возможно частое удостовѣреніе въ трезвости питомцевъ, которыхъ для этой цѣли заставляютъ дышать въ носъ начальнику. Но все это, говоритъ корр. «Сибири», лишь цвѣточки семинарскихъ курьезовъ, а ягодка заключается въ томъ, что одно изъ начальствовавшихъ въ семинаріи лицъ (бывшій недавно ректоръ) находитъ на квартирѣ уѣхавшаго инспектора семинаріи № „Русской Мысли“ и патетически восклицаетъ: „Охъ, не зналъ я, что онъ такой либералъ и читаетъ запрещенныя книги"!..

Корреспонденціи.

Голосъ сельскаго священника. 

[По поводу матеріальнаго положенія Якутскаго Духовенства].

Четвергъ, 21 февраля 1908 г. Газета "Якутская жизнь" №2

    Въ послѣднее время все чаще и все больше устно и въ печати стали появляться разныя обвиненія и порицанія на якутское приходское духовенство. И всегда больше обвиненія эти касаются того, что <подробнее...>

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО.

Г. представителю Тойоновъ. 

12 сентября 1912, Якутская окраина» №35

Изъ заслуживающаго полное мое довѣріе источника стало мнѣ извѣстно, что на происходившемъ 27 сего августа, засѣданіи инородческаго съѣзда по поводу обсужденія вопроса о желательности назначенія стипендіи въ числѣ прочихъ городскихъ учебныхъ заведеніи и въ Якутской духовной семинаріи одинъ изъ самыхъ компетентныхъ тойоновъ-представителей изволилъ сказать по адресу всѣхъ священниковъ Якутской епархіи крылатое выраженіе, а именно: «Духовная семинарія есть учебное заведеніе, спеціально подготовляющая поповъ, которые нахально обираютъ насъ якутовъ, потому я и не желаю дать ей ни одной копейки». Разумѣл-ли ясно смыслъ своего выраженія Господинъ представитель изъ улусныхъ головъ? Если не понималъ или не хотѣлъ понять истиннаго смысла своего выраженія — объясню я: по выраженію его выходитъ такъ, — что позорное обирательство бѣдныхъ якутовъ есть непремѣнная обязанность только духовенства, какъ сословное правило или <подробнее..>

Вторникъ, 18 сентября 1912.

ПИСЬМО ВЪ РЕДАКЦІЮ.

Г. Редакторъ.

     Не откажите дать мѣсто письму, освѣщающему фактъ, на мой взглядъ, общественнаго значенія.

   15 сентября законоучитель Якутской женской гимназіи, священникъ Суворовъ, спрашивая на урокѣ ученицу Угловскую, сестру моей жены, выразилъ ей обвиненіе нашей семьѣ въ отсутствіи вѣры въ Бога, иллюстрируя это примѣрами, якобы подтверждающими наше "безбожіе". Обвиненіе свое пастырь закончилъ совѣтомъ перейти въ магометанство. Хотя послѣднее предложеніе нѣсколько не вяжется съ обвиненіемъ, но наличность логики, повидимому, не считалась въ данномъ случаѣ обязательной.

       Не отнимая у священника Суворова права обличать другихъ, а также давать совѣты, полезность которыхъ соотвѣтствуетъ нравственному уровню обличителя, я не могу не выразить своего удивленiя по поводу того, что обличеніе направляется не прямо ко мнѣ или женѣ, а къ десятилѣтнему ребенку, который не можетъ быть отвѣтственнымъ за то, въ кого и какъ вѣрятъ его взрослые родственники.

     Если бы я пришелъ къ убѣжденію, что, напримѣръ, о. Суворову необходимо перейти въ магометанство и обратился съ предложеніемъ перехода не къ нему самому, а къ его десятилѣтнимъ родственникамъ, то о. Суворовъ, вѣроятно, былъ бы удивленъ какъ способу обращенiя, а также и тому, что въ нашъ вѣкъ свободы совѣсти находятся люди, охочіе до залѣзанія въ чужую душу съ руками, быть можетъ, подозрительной чистоты.

Алексѣй Семеновъ.

"Якутская окраина" №42, 21 сентября 1912

Въ Духовной Консисторіи. Намъ сообщаютъ, что строгости секретаря мѣстной Духовной Консисторіи В. Львова въ послѣднее время достигли высшей своей напряженности. Довольно таки "щедрые" вычеты изъ безъ того уже мизернаго содержанія служащихъ за такіе малозначительные поступки какъ: опозданіе на службу на 15 минутъ и менѣе, уходъ съ дежурства на квартиру и неявка на службу по болѣзни стали обыкновеннымъ явленіемъ. А о выговорахъ и различнаго рода замѣчаніяхъ и говорить нечего. Позавчера трое оштрафованныхъ служащихъ принуждены были обратиться въ Присутствіе Консисторіи со словесною просьбой о защитѣ ихъ отъ подобнаго рода "строгостей", кромѣ нихъ одинъ, служившій писцомъ по духовному вѣдомству уже 7 лѣтъ, получилъ увольненіе за неявку на дежурство по болѣзни, другой самъ вышелъ изъ состава служащихъ, заявивъ Присутствію о.о. членовъ о невозможности продолжать службу при подобныхъ отношеніяхъ г. секретаря; г. С., въ первый разъ пропустившій дежурство и имѣвшій право, на основаніи инструкціи, составленной тѣмъ же Львовымъ и утвержденной Присутствіемъ, ограничиться на первый разъ лишь замѣчаніемъ, оштрафованъ 3 рублями; между тѣмъ, въ инструкціи такой мѣры наказанія не предусмотрѣно, а о неисправности дежурныхъ секретарь обязанъ докладывать Присутствію. Вообще говорятъ, что служить съ г.Львовымъ тяжело, не только писцамъ — этой мелкой сошкѣ, но и штатнымъ чиновникамъ.

"Якутская окраина" №54, 9 октября 1912

        Изъ духовнаго міра. Мы слышали, что среди духовенства поднятъ вопросъ о поднятіи, какъ переводческаго такъ и школьнаго дѣла. Въ переводческой комиссiи разрабатываются вопросы и способы облегченія школьныхъ занятій и церковныхъ произведеній при помощи родного языка паствы и учащихся;

           Рѣшено издавать учебники и пособія на русско-якутскомъ или славяно-якутскомъ языкахъ или на оборотъ. Но еще не выясненъ вопросъ о томъ, какая изъ существующихъ транскрипцій якутскаго языка будетъ признана цѣлесообразной для дѣла и населенія. Извѣстно, что въ комиссіи нашлись приверженцы старины въ лицѣ старцевъ, которые, видимо, никогда не интересовались трудами Казанской переводной комиссіи, эти отцы обошли мотивированный докладъ однаго изъ молодыхъ членовъ комиссіи, который признавалъ полезнымъ ввести Казанскую транскрипцію, среднюю между Бетлинг. и Діонисіевской.

Среда, 10 октября.

       Объ Якутской транскрипціи. Въ прошломъ номерѣ мы указывали, что среди мѣстнаго духовенства поднятъ вопросъ о введеніи новой якутской транскрипціи, близкой Бетлинговской, (переработанной Э. Пекарскимъ). Вопросъ этотъ имѣетъ значеніе не только для духовенства, а потому для выясненія его слѣдовало бы мѣстнымъ людямъ, имѣющимъ то или иное отношеніе къ якутскому языку и его начертанію, устроить совѣщаніе для выясненія вопроса. Такое совѣщаніе, на основаніи закона 4 марта 1906 года, можетъ быть устроено и по иниціативѣ отдѣльныхъ лицъ.

Корреспонденціи

Алтанскій наслегъ, Мегинскаго улуса.

«Якутская окраина» №95, пятница 30 ноября 1912.

Взаимоотношенiя между инородцами Алтанскаго наслега и причтомъ Мегинской Богородской церкви, въ лицѣ его представителя священника Николая Сизыхъ, оставляютъ желать много лучшаго. Каждый день не приноситъ успокоенія, а еще обостряетъ создавшееся положеніе. Раздраженіе, сначала робкое, нерѣшительное, нарастало постепенно и рано или поздно должно было <подробнее..>

Вторникъ 9 августа 1916. "Якутская окраина" №1

  Освященіе церкви. 5 Августа епископомъ Евфиміемъ освящена вновь построенная церковь въ городскихъ лагеряхъ. Церковь построена исключительно трудомъ солдатъ мѣстной команды.