1791 г.
20 июня около Никольской церкви заложена каменная двухэтажная церковь с шестью престолами: в нижнем этаже средний престол во имя Свят. Николая, правый — во имя Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова и левый — во имя Вселенских учителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), и в верхнем этаже средний — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, правый — во имя Св. Пророка Илии и левый — во имя Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских. Церковь эта сооружена на средства прихожан Никольской церкви во главе со старостою мещанином П.И.Мальгиным.
1. Вселенские великие учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - день памяти - 30 января (по ст. стилю), 13 февраля (по н. стилю).
2. Святой пророк Илия - день памяти - 20 июля (по ст. стил.), 2 августа (по н. стилю).
3. Праведный Прокопий Устюжский - день памяти 8 июля (по ст. стилю), 21 июля (по н. стилю).
4. Праведный Иоанн Устюжский - день памяти - 29 мая (по ст. стилю), 11 июня (по н. стилю).
5. Из-за разрушения фундамента и трещин в стенах Никольская церковь разобрана в 1835 г.
1792 г.
В июне жил проездом из Охотска в Иркутск бывший правитель Шелеховской компании грек Деларов. Он провез с собою значительное количество пушнины, приобретенной им во время его управления. В Иркутске им сделаны весьма важные сообщения о действиях бывшей под его ведением компании.
Во второй половине июня имела пребывание проездом из Иркутска в Охотск экспедиция, снаряженная русским правительством в Японию для установления торговых сношений с японским правительством. Ее сопровождал до Охотска известный ученый Эрик Лаксман, который вез с собою от сибирского генерал-губернатора письмо, а от императрицы Екатерины II подарки. С ним ехали 4 японца из живших в 1791 г. в Иркутске (два их земляка, как принявшие христианскую веру, остались в Иркутске навсегда; они были учителями в японском классе главного иркутского училища), два чертежника, два кузнеца и прислуга. От Охотска до Японии во главе экспедиции был поставлен сын Эрика Лаксмана Адам, бывший в это время Гижигинским исправником.
В октябре возвратился из Охотска академик Эрик Лаксман, проводивший туда экспедицию и собравший в пути богатую ботаническую и минералогическую коллекцию. Отсюда он отправил в Петербург 8 октября при письме на имя физика Крафта метеорологические наблюдения своего сына, произведенные на побережье Охотского моря, преимущественно в Гижиге. В следующем году он имел намерение снова прибыть в Якутск, чтобы ехать для исследований на устья Лены, Яны, Индигирки, Колымы и далее на восток, для чего им были даже заказаны в Качуге три судна своеобразной конструкции (баркасы), но намерение его осталось неосуществленным.
Осенью возвратился из Чукотской земли начальник экспедиции, возведенный в чин капитана I ранга, Иосиф Биллингс. С ним возвратились и его спутники: доктор Мерк, англичанин Мейн, Батаков, Лейман и 3 егеря.
Деларов Евстрат Иванович - выходец из Македонии, промышленник-мореход, исследователь Русской Америки. В 1786 г. плавал на байдарах от о. Кадьяк к Алеутским о-вам. В 1787-91 гг. был главным правителем американских факторий компании Г.И. Шелихова с центром на о. Кадьяк. Организовал несколько промысловых и исследовательских экспедиций; лично плавал, командуя различными компанейскими судами, в зал. Аляска и к Алеутским о-вам, одна из групп которых – между Андреяновскими и Крысьими о-вами – названа его именем (о-ва Деларова).
1793 г.
Вследствие громового удара в конце июля произошел пожар в Никольской церкви. Благодаря отчаянному усилию прихожан, помощи других обывателей города и усердию рабочих-строителей каменного храма огонь был вовремя локализован и самое здание спасено от окончательного уничтожения. Тем не менее пострадали стены и потолки храма, а так же и святые иконы внутри алтарей и трапезы. Святые (?) престолы, одеяния на них и святые антиминсы и часть святых икон остались нетронутыми огнем.
6 августа возвратились из Охотска лейтенант Сарычев, капитан катера «Черный Орел» Галл и 40 человек команды из экспедиции Биллингса. Они выехали оттуда 14 июля, получив в начале февраля предложение Биллингса на имя капитана Галла сдать судно портовому начальству и ехать в Якутск. Отсюда все офицеры со своим начальником Биллингсом, несколько ранее их прибывшим через Чукотскую землю, отправились на нескольких шитиках вверх по Лене в Иркутск и далее в Петербург. До Киренска они ехали в шитиках, здесь остались ожидать установления зимней дороги и потом уже двинулись дальше. В Иркутске Биллингс по разным обстоятельствам прожил три месяца и только в апреле 1794 г. прибыл в Петербург.
12 ноября заказчиком протоиереем Ф. Скрябиным освящен в нижнем этаже вновь строящегося каменного храма придел во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Антиминс для освящения употреблен сохранившийся от пожара прежней двухпрестольной Николо-Иоанновской церкви.
1794 г.
В начале января проехал из Охотска в Иркутск начальник экспедиции, отправленный в Японию, поручик Адам Лаксман. Экспедиция возвратилась в Охотск 9 сентября 1793 г. Отсюда Лаксман, прежде чем ехать в Иркутск, съездил в Гижигу на свидание с семьею. Из Иркутска он вместе с отцом для устного и более подробного отчета был вызван в Петербург, куда прибыл в начале мая.
В июне жила в монастыре Кадьякская миссия, назначенная указом императрицы от 30 июня 1793 г. Она состояла из начальника архимандрита Иоасафа Болотова, восьми духовных лиц: иеромонахов Афанасия, Ювеналия и Макария, иеродиаконов Стефана и Нектария, монахов Германа, Иоасафа и двух бельцов. Как начальник миссии, так и все духовные лица ее взяты из Валаамского монастыря.
Освящена вновь сооруженная деревянная двухэтажная церковь с тремя престолами: верхний (летний храм) — во имя Св. Пророка Илии, нижние — один во имя Воскресения Христова и другой — во имя Живоначального Источника. Средства на сооружение храма пожертвованы отчасти горожанами во главе с церковным старостою Василием Налетовым, отчасти сельскими жителями, преимущественно якутами. Основание храму положено было весною 1788 г.
Летом проехало из Иркутска в Охотск и далее, на Кадьяк, 20 человек мастеровых-кузнецов..., слесарей, плотников и др. ремесленников, а также 10 семейств хлебопашцев. Они отправлены были по повелению императрицы, указом Сената от 31 декабря 1793 г., для устройства новой колонии и вследствие ходатайства Г.И.Шелехова. Партию эту, равно как и духовную миссию, сопровождал сам основатель колоний Шелехов.
1795 г.
В начале года под строжайшим караулом привезен польский патриот, бывший житомирский регент Михаил Бернатский. После второго раздела Польши он принял энергичное участие в восстании поляков, поставившем целью возвращения утерянной самостоятельности «Речи Посполитой» в ее прежних обширных пределах. Когда же глава повстанческого войска и временный правитель Польши Тадеуш Костюшко потерпел поражение от русского генерала Ферзена и самая столица Варшава была взята Суворовым, Бернатский, в числе других предводителей попал в плен и присужден к ссылке в Якутск. Но на месте ссылки он прожил недолго: в следующем году по вступлении на престол императора Павла I, он получил амнистию и выехал.
В июне проехал из Охотска в Иркутск основатель русских колоний в Америке Г.И.Шелехов. Это было его последнее пребывание в Якутске. По прибытии в Иркутск 20 июля он скончался на 48 году жизни и погребен в Знаменском женском монастыре подле алтаря соборной церкви. В 1800 г. на его могиле поставлен наследниками мраморный памятник, стоящий около 12000 руб. ассигнациями.
На должность коменданта назначен статский советник Иван Васильевич Ланской, но в Якутск не приезжал, и его преемником 12 октября назначен подполковник Богдан Карпович Гельмерсен. Последний в должности пробыл по 19 марта 1796 г.; выехал в Иркутск. При нем секретарем состоял коллежский регистратор Иван Николаевич Веригин.
С 13 октября по 24 ноября жили проездом в Иркутск три японца — Гихе, Зенроху и Гоцубо, принадлежавшие разбитому в Беринговом море судну «Вакалия Мару» под командою Цудою. Они в числе прочих после высадки на берег, некоторое время прожили среди русских, туземцев, затем попали в порт «Натка» и, наконец, вместе с капитаном одного русского судна Ив. Гореловым, приехали в Охотск. Отсюда местная администрация отправила их в Иркутск. Путь из Охотска до Якутска они совершили в 50 дней в сопровождении начальника Охотского Управления с 20-ю его подчиненными.
1. Польское восстание 1794 г., руководителем которого был Тадеуш Костюшко, было подавлено объединенными силами Пруссии и России. За этими событиями последовал 3-й раздел Речи Посполитой.
2. Павел I (1754-1801) – сын Екатерины II и Петра III. Вот как его характеризует историк В.О.Ключевский: «отцовская мелочность мысли, гатчинская распущенность, жажда запоздалой власти, антипатия к матери и ее детям, озлобление против дворянства за обиды от его представителей и за опасения противодействий с его стороны и, наконец, фанфаронная преобразовательная самонадеянность – вот, кажется, все элементы его самодурства на почве дрянной природы, холодной и жестокой, мстительной, подозрительной и трусливой». 11 марта 1801 г. он был убит заговорщиками с ведома его сына, великого князя Александра (впоследствии Александра I), которого ранее он сам пытался устранить.
3.Ныне один из примечательных памятников г. Иркутска.
4.Ассигнация - бумажный денежный знак в России с 1769 по 1843 г.
1796 г.
Вместо коменданта 19 марта назначен в должности городничего подполковник Петр Данилович Штевенг (Шейн). В должности состоял до 19 марта 1800 г.; выехал в Иркутск. В бытность его, по словам Москвина, увеличилась бедность и край наводнился шайками разбойников. При нем секретарем был губернский регистратор Иван Васильевич Неустроев.
В этом году тремя небольшими партиями проехали из Охотска в Иркутск остальные японцы с судна «Вакалия Мару». В первую очередь проехали 3 человека, затем 5 и, наконец, в ноябре месяце 8 человек. В 1803 г. все они, вместе с ранее выехавшими тремя товарищами, были отправлены в Петербург, где 10 из них имели аудиенцию у императора Александра I, который 6 разрешил остаться в России, а 4, пожелавших вернуться на родину, отправлены на одном судне с Рязановым в Японию, в порт Нагасаки.
1. Москвин - см. комментарии к 1675 г.
2. О целях и задачах русского посольства во главе с Н.П.Резановым во время кругосветного плавания шлюпа «Надежда» по установлению торговых отношений с Японией см.: Ф.Г.Сафронов. Тихоокеанские окна России. Хабаровск, 1988.
1797 г.
В начале марта получен и обнародован Высочайше утвержденный указ Св. Синода от 9 декабря. Этим указом дарована православному духовенству новая милость: оно освобождено за преступления от телесных наказаний. В день обнародования его в монастыре и во всех церквах отслужены благодарственные молебствия.
1798 г.
Игуменом монастыря назначен эконом Иркутского Архиерейского дома иеромонах Петр, иркутский уроженец, из духовного звания. В монашество пострижен в 1790 г. и тогда определен на экономскую должность. В Якутске он пробыл до половины 1799 г.: в этом году переведен игуменом в Посольский монастырь. Лет через 7 переведен в Киренск, где управлял монастырем около 2 лет: в 1808 г. за болезнью уволен на покой в Иркутский Вознесенский монастырь, в котором и скончался.
В конце года проехал с о.Кадьяк в Иркутск начальник тамошней духовной миссии архимандрит Иоасаф Болотов для посвящения по Высочайшему повелению от 19 июня 1797 г. в сан епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии. Его сопровождала небольшая свита. Хиротонирован от 10 апреля 1799 г. Преосвященным Вениамином.
1799 г.
13 июня заказчиком протоиереем Ф.Скрябиным освящен в нижнем этаже вновь строящегося каменного храма средний придел во имя Свят. и Чудотворца Николая. Святой антиминс употреблен старый, сохранившийся в целости от пожаров деревянной церкви.
В июне проездом в Америку вновь жил рукоположенный в Иркутске 3 и 10 апреля епископ Кадьякский Иоасаф Болотов со свитою в 12 человек и с богатою ризницею. Но этому святителю не суждено было достигнуть места назначения: корабль»Феникс», на котором он плыл в американскую сторону, пропал без вести вместе со всеми пассажирами и грузом: разбился где-то в Великом океане и, очевидно, погиб в морской пучине.
16 июля освящен в нижнем этаже нового каменного храма северный придел его — во имя трех Вселенских учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Св. антиминс для этого престола прислан новый при особой грамоте Преосвященного Вениамина.
Спасский монастырь, бывший на своем иждивении, включен в число третьеклассных монастырей, с перенесением в него штата Селенгинского монастыря. По штату положено в нем 12 монахов: архимандрит, казначей, четыре иеромонаха, два иеродиакона и четыре служебных монаха (просфорник, ключник, чашник и пономарь). Содержание ему определено от казны в количестве 1352 руб. 2 ½ коп. в год.
14 октября настоятелем монастыря назначен игумен Селенгинского Троицкого монастыря архимандрит Нифонт Попов, прибывший в Иркутскую епархию вместе с Преосвященным Вениамином Багрянским. При назначении в Якутск он был рукоположен в сан архимандрита. На должности был до 1803 г.: в этом году по указу Свят. Синода от 21 октября 1802 г., вызван в Иркутск.
Вследствие просьбы Свят. Синодом разрешено протоиерею Богородской церкви Григорию Слепцову построить походную церковь с подвижным антиминсом и выступить с миссионерскою деятельностью среди якутов и других племен Якутского края. Через некоторое время благодаря стараниям протоиерея церковь была изготовлена. Некоторые церковные принадлежности были выписаны из Москвы, некоторые присланы Преосвященным Вениамином из Иркутска. Всего на сооружение церкви было израсходовано свыше 350 руб. Но миссионерское рвение Слепцова было остановлено на некоторое время и самая церковь отдана в ведение Якутского духовного Правления.
1800 г.
1 июня назначен на должность городничего коллежский асессор Иван Григорьевич Кардашевский; на должности он пробыл по 1 декабря 1802 г.; уехал в отпуск в Европейскую Россию и там остался. Впоследствии снова прибыл в Якутск на службу.
Вследствие Высочайшего указа от 4 марта отправлено на рр. Маю и Нелькан несколько партий преступников в числе 350 человек, для устроения тележной дороги от Якутска до устья Маи и от урочища Нелькан до устья Алдана. Их сопровождали казаки под присмотром земских заседателей.
По ходатайству инородца Ильи Шарина, поданному на Высочайшее имя, учреждена в монастыре школа для обучения детей духовного звания. В указе Свят. Синода школа эта названа Семинарией, и в ней велено преподавать священную историю, катихизис, русскую грамматику, арифметику и краткие нравственные наставления об обязанностях верноподданного, а учителями иметь монахов. Очевидно, школа эта была типа школы, учрежденной в 1744 г. митрополитом Тобольским Антонием в Томском Алексеевском монастыре. К сожалению, якутская школа с открытым при ней общежитием, как видно из документов, просуществовала недолго — каких-нибудь три года. Причина закрытия ее — несочувствие гражданского начальства и отсутствие средств.
Эта школа стала действовать с 1801 г. Впоследствии была реорганизована в приходское духовное училище.