О якутахъ ихъ образѣ жизни, питаніи и болѣзняхъ.

Вступительная лекція прочитанная 2 сент. 1907 г.

въ Якутской фельдшерской школѣ.

 

«Якутскiй край» № 25, 30 сентября 1907 г.

При изученіи человѣческаго организма нельзя его разсматривать отдѣльно отъ окружающей его природы и обстановки, такъ какъ онъ всегда формируется подъ вліяніемъ окружающаго. Не только физіологическія отправленія, но и патологическія проявленія принимаютъ то или другое направленіе сообразно тѣмъ условіямъ, при которыхъ существуетъ организмъ. Руководясь этимъ общимъ положеніемъ и зная бытъ инородцевъ якутовъ, считаю нелишнимъ указать здѣсь на ихъ особенности жизни и обстановки, при которыхъ живетъ якутъ.

Такъ какъ здѣшняя фельдшерская школа предназначена обслуживать мѣстныя нужды и, главнымъ образомъ, нужды якутовъ, поэтому думаю, что при изученіи школьныхъ предметовъ эти особенности якутской жизни не должны быть забыты.

Въ настоящемъ сообщеніи постараюсь указать хотя на нѣкоторыя изъ условій, при которыхъ живетъ якутъ и благодаря которымъ онъ идетъ не только къ вырожденію, но и обреченъ на вымираніе и укажу здѣсь на тѣ главныя болѣзненныя формы, которыя среди нихъ встрѣчаются.

Мои обобщенія основаны на наблюденіяхъ, которыя я производилъ въ теченіи нѣсколькихъ лѣтъ живя среди якутовъ и въ различныхъ мѣстахъ Якутской области на протяженіи нѣсколькихъ верстъ, поэтому говоря вообще объ якутахъ, я принималъ во вниманіе якута и Олекминскаго, и Вилюйскаго и Якутскаго округовъ.

Кто посѣщалъ стойбища якутовъ, а тѣмъ болѣе тотъ, кто долго жилъ среди нихъ, невольно обращалъ вниманіе на разницу физической организаціи старыхъ и молодыхъ поколѣнiй.

Мнѣ приходилось въ нѣкоторыхъ якутскихъ семьяхъ прослѣдить до 4-хъ поколѣній, при чемъ всегда констатировалось: большой ростъ, крѣпость мышцъ и выносливость всего организма у стариковъ и малый ростъ, худобу, дряхлость  мышечной системы, легкую утомляемость и наклонность ко всякаго рода болѣзнямъ у молодыхъ и чѣмъ индивидъ былъ ближе къ нашему времени, тѣмъ онъ былъ слабѣе.

Очень распространено мнѣніе, что человѣчество вообще физически вырождается и, въ настоящее время нѣтъ тѣхъ богатырей, какiе были прежде. Но если обратить вниманіе хотя на сибирское крестьянство, трудно сказать, что оно физически вырождается, такъ какъ большая часть изъ нихъ можно сказать богатыри. Совершенно справедливо мнѣніе конечно, что городское населеніе вездѣ по роду своихъ занятій и образу жизни физически слабѣе деревенскаго. Въ якутской же области замѣчается совершенію обратное явленіе: якутское населеніе живущее въ городѣ сильнѣе и выносливѣе деревенскаго. Это странное явленіе будетъ вполнѣ понятно если обратить вниманіе на образъ жизни и условія питанія якута городского и деревенскаго.

(Продолженіе слѣдуетъ).

 

(Продолженіе)

«Якутскiй край» № 26, 4 октября 1907 г.

Якутъ городской живетъ приблизительно въ условіяхъ средняго сибирскаго крестьянина, какъ со стороны жилища, гигіеническихъ условій, такъ со стороны пищевого режима. Условія-же жизни якута въ улусахъ совершенно своеобразны. Жилище его устроено или въ видѣ юртъ изъ тонкаго лѣса, смазанныхъ коровьимъ пометомъ или небольшой рубленки въ одну комнату; печь въ жилищѣ устроена почти всегда въ видѣ камина. Рядомъ съ жилымъ помѣщеніемъ устраивается хотонъ (видоизмѣненный хлѣвъ), гдѣ помѣщается весь имѣющійся рогатый скотъ. Въ такомъ жилищѣ не говоря объ ужасныхъ зловоніяхъ отъ скота, бываетъ или очень жарко, или очень холодно, смотря по заботливости хозяевъ о своемъ каминѣ и ночью напримѣръ, когда некому слѣдить за огнемъ въ помѣщеніи, всегда очень холодно. При этомъ отъ стѣнъ и оконъ всегда дуетъ, а около этихъ стѣнъ устраиваются ихъ кровати. Для новаго человѣка, привыкшаго даже къ плохой крестьянской избушкѣ, такое помѣщенiѣ едва выносимо. Если къ этому еще прибавить ужасную нечистоплотность во всемъ, съ чѣмъ вы только придете въ соприкосновеніе, невольно является желаніе какъ можно скорѣе выбраться изъ этого ужаснаго жилья, что-бы васъ впереди ни ожидало. Насколько ужасно жилище якута видно изъ того, что путешествующіе предпочитаютъ переносить и холодъ и голодъ и всѣ неудобства лежанія въ экипажѣ, въ тяжелой зимней одеждѣ, лишь бы не входить въ юрту якута. Мнѣ извѣстны случаи, когда непривычные люди, входя въ юрту, чтобы отогрѣтся, почти теряли сознаніе, или съ ними начиналась рвота или головокруженіе отъ амміачнаго запаха смѣшаннаго съ запахомъ коровьяго помета и всѣхъ испареній отъ скота. Такъ устроился якутъ со стороны жилища.

Пища якута въ большую часть года состоитъ изъ ячменной лепешки и кирпичнаго чаю, слегка забѣленнаго молокомъ.

Кирпичный чай въ большинствѣ случаевъ варится съ грязной озерной водой въ мѣдномъ давно нелуженномъ чайникѣ. Изъ данныхъ владивостокской таможни видно, что фальсификація кирпичнаго чая дошла до большихъ размѣровъ. Такъ изъ 50 тыс. пуд. чая, предназначеннаго для приготовленія кирпичнаго чая, фирмами выпускается 500 т. пуд. его. Въ послѣднее время въ Пріамурьѣ было доставлено большее количество кирпичнаго чая японскаго приготовленія, состоящаго изъ 1/4 части чаю и все остальное изъ ивовой коры, древесныхъ опилковъ, столярнаго клея и сажи.

Вотъ продуктъ за который якутъ платитъ большія деньги, не рѣдко послѣдніе. Лепешки же якутами приготовляются слѣдующимъ образомъ. Извѣстное количество муки, приготовленной собственными средствами на ручныхъ жерновахъ съ огромнымъ количествомъ остей отъ колоса, непросѣянной, смѣшано со всякой пылью, случайно попавшей въ муку, замѣшивается на водѣ и затѣмъ раскатывается на грязномъ столѣ или скалкой или за неимѣнiемъ ея, рукой, при этомъ приготовляющiя лепешки женщины имѣютъ обыкновенiе часто поплевывать на ладони, чтобы скалка лучше работала.

Такъ скатанная лепешка поджаривается на каминѣ и приставляется къ тагану или на сковородѣ. Какъ только поверхности лепешекъ зарумянились, она готова, хотя по серединѣ ея - совершенно сырое тесто. Кто состоятельнѣе къ этой лепешкѣ прибавляетъ масла, хаякъ (замороженная сметана) и т.д. Чай и лепешка съ утра до вечера и такъ каждый день.

Вотъ главная пища современнаго якута.

Для взрослаго человѣка въ сутки требуется при умѣренной работе: 130 грам. бѣлка, 84 гр. жира, сахара, крахмала и другихъ углеводовъ 404 гр. Значитъ сколько нужно съѣсть якутской лепешки и выпить кирпичнаго чаю съ сажей и опилками, чтобы организмъ могъ усвоить необходимое количество белковъ, жировъ и углеводовъ.

Сможетъ ли человѣческій желудокъ помѣстить, а тѣмъ болѣе переварить такое количество лепешки. На этоть вопросъ можетъ быть одинъ отвѣтъ: нѣтъ не можетъ.

Слѣдовательно откуда-же долженъ организмъ получать нужныя для его благосостоянія питательныя вещества. Ихъ онъ можетъ получить только изъ собственныхъ запасовъ своего тѣла, иначе говоря поѣдая самаго себя. Эти запасы якутъ дѣлаетъ во время лѣта, когда пища его улучшается благодаря обилію въ это время молочныхъ продуктовъ и конечно этихъ запасовъ собственнаго тѣла хватаетъ на  очень непродолжительное время.

При такомъ пищевомъ режимѣ неудивительно имѣть малый ростъ, дряхлость мышцъ, легкую утомленность и наклонность ко всякаго рода болѣзнямъ. Но почему-же организмъ старыхъ поколѣній и на нашихъ глазахъ сильнѣе и усидчивѣе. Чтобы понять это нужно разсмотрѣть пищевой режимъ якута прежнихъ лѣтъ.

(Продолженіе слѣдуетъ).

 

(Продолженiе).

«Якутскiй край» № 27, 7 октября 1907 г.

Въ Якутской области хлѣбопашество стало развиваться въ массѣ лѣтъ 20-30 тому назадъ и якутъ въ прежнее старое время не зналъ ни лепешки, ни кирпичнаго чаю, а больше питался молочными продуктами въ видѣ тара, масла, хаяку и т.д.; затѣмъ тогда было изобиліе озерной и рѣчной рыбы, водилось въ лѣсахъ много горной птицы, зайцевъ, а весной и осенью было много гусей и утокъ. Въ настоящее время всего этого очень мало и на долю бѣднаго якута почти не достается и идетъ въ руки богатыхъ. Если бѣднякъ что нибудь и промыслитъ, сейчасъ же старается продать и на эти деньги купить или чаю или водки. Заготовленіе на зиму тара въ настоящее время постепенно якутами оставляется, очевидно потому, что употребленіе этой пищи почему-то стали считатъ предосудительным, когда на сцену выступили благородный напитокъ чай и не мѣнѣе благородная лепешка. Одинъ инородецъ разсказывать мнѣ, что его работники сейчасъ предпочитаютъ всегда пить чай съ лепешкой, чѣмъ есть тарную кашу, хотя самъ хозяинъ предпочитаетъ послѣднее.

Кромѣ того въ прежнее время, когда якутъ былъ не только скотоводомъ, но и звѣропромышленникомъ, онъ больше находился на воздухѣ и много времени удѣлялъ ходьбѣ и движенію. Въ настоящее время когда у него есть лепешка, онъ обрекъ себя на сидѣніе въ ужасной юртѣ на цѣлую зиму и большую часть времени проводитъ въ спячкѣ, а спать якуты зимой способны и день и ночь, что конечно и неудивительно, если принять во вниманіе всю ихъ обстановку и пищевой режимъ. Богатые якуты спятъ отъ бездѣлья и обжорства, бѣдные отъ голоду, чтобы не прожить и безъ того небольшое количество имѣющейся въ организмѣ энергіи.

На почвѣ такого питанія и образа жизни развиваются всевозможныя болѣзни и при этомъ больше всего страдаютъ женщины, какъ постоянно находящіяся въ своей юртѣ по роду своихъ занятій и обязанностей.

Отъ своеобразной якутской пищи прежде всего поражается пищеварительный трактъ и главнымъ образомъ пищеводъ и желудокъ.

Ошпаренный горячимъ чаемъ, а якуты любятъ пить только горячiй чай, пищеводъ становится рыхлымъ и гиперимированнымъ. По этой разрыхленной трубкѣ идетъ лепешка съ массой остей отъ колоса.

Эти ости, плохо поддающіяся дѣйствію зубовъ, проходя по пищеводу, ранятъ его и часть изъ нихъ внѣдряется въ слизистую оболочку, благодаря чему послѣдняя изъязвляется и при заживленіи этихъ язвъ рубцуется, а всякій рубецъ въ пищепроводной трубкѣ съуживаетъ ее, способствуетъ образованію боковыхъ мѣшковъ такъ называемыхъ дивертикуловъ и въ концѣ концовъ приводитъ къ полному съуженію пищевода. Страданіе это очень мучительное, продолжительное и всегда ведущее къ смерти. Обращаясь къ исторіи возникновенія и распространенія этой болѣзни среди якутовъ, мы убѣждаемся, что она появилась послѣ распространенія среди нихъ кирпичнаго чая и лепешки.

Если въ нѣкоторыхъ случаяхъ съуженія пищевода усматривать раковый процессъ, то и это также можетъ быть объяснено постояннымъ раздраженіемъ пищевода своеобразной пищей якута, принявъ за исходную точку теорію возникновенія рака отъ механическихъ раздражителей. При вскрытіяхъ якутовъ умершихъ отъ съуженія пищевода, раковый процессъ встрѣчался очень рѣдко и въ большинствѣ случаевъ наблюдалось образованіе плотныхъ рубцовъ.

За пищеводомъ отъ такой пищи поражается желудокъ, катарръ котораго почти обычное явленіе у каждаго якута, вызывающiй сильное малокровіе и истощеніе всего организма. Это заболѣваніе желудка получило большое распространеніе и по разсказамъ якутовъ стариковъ опять же послѣ введенія въ пищевой режимъ якута лепешки и чая. На почвѣ истощенія организма возникаютъ конечно всевозможныя заболѣванія, но сильнѣе всего этого распространяется туберкулезъ легкихъ — самая заразительная и губительная, по количеству уносимыхъ жертвъ, болѣзнь. Статистическія данныя указываютъ, что туберкулезъ для человѣчества страшнѣе чумы и холеры. Напр. въ такой культурной странѣ, какъ Швейцарія 20 процентовъ всѣхъ смертныхъ случаевъ падаетъ на туберкулезъ. Слѣдовательно какія результаты могутъ получиться благодаря распространенію этой ужасной болѣзни среди некультурныхъ якутовъ вынужденныхъ почти 8 мѣсяцевъ проводить безвыходно въ своей ужасной юртѣ и питающихся изо дня въ день не пропеченой лепешкой и фальсифицированнымъ кирпичнымъ чаемъ. А что эта болѣзнь стала быстро развиваться, въ этомъ можетъ удостовѣрить каждый священникъ, какъ стоящій ближе всѣхъ къ народу. Указываю здѣсь на священниковъ, а не на врачей потому, что цифровыя данныя послѣднихъ не отвѣчаютъ дѣйствительности, такъ какъ подобнаго рода больные только въ рѣдкихъ случаяхъ обращаются за медицинской помощью. Напр. въ Кильдемскомъ и Тулагинскомъ наслегахъ, по утвержденію священника, завѣдующаго этимъ приходомъ, оказывается, что въ нихъ нѣтъ почти ни одного мущины въ 40 лѣтъ женатого на первой женѣ, а все на 2-ой, на 3 и т.д. Первыя жены всѣ умерли отъ чахотки.

Подобное же явленіе наблюдается почти по всѣму Нюрбинскому, Сунтарскому и Хачинскому улусамъ, но особенно въ послѣднемъ, гдѣ туберкулезъ свилъ себѣ гнѣздо въ Селликовскомъ наслегѣ (2-ой Бордонскій). Самое названіе наслега указываетъ на распространеніе здѣсь чахотки.

Приходится отмѣтить то странное обстоятельство, что туберкулезъ сильно сталъ распространяться не тамъ, гдѣ якуты живутъ въ юртахъ съ хотонами и гдѣ якуты питаются гнилой рыбой, таромъ и тому подобной отвратительной по внѣшнему виду пищей, а тамъ гдѣ они стали жить въ рубленкахъ, отдѣльно отъ хотоновъ, питаясь хлѣбомъ. Особенно рѣзко это бросается въ глаза при сравненіи средневилюйцевъ, питающихся молочными и рыбными, хотя и тухлыми продуктами, и нюрбинцевъ, сунтарцевъ, хачинцевъ, перешедшихъ на чай и лепешку. Въ первыхъ двухъ улусахъ туберкулезъ встрѣчается довольно рѣдко да и то среди тѣхъ, кто сталъ подражать нюрбинцамъ въ посевѣ хлѣба, между тѣмъ въ послѣднихъ трехъ улусахъ - рѣдкое явленіе, если вы не встрѣтите въ домѣ хотя одного туберкулезнаго больного.

Распространеніе этой болѣзни объясняется съ одной стороны плохимъ питаніемъ якутовъ, во 2-хъ нечистоплотностью и своеобразнымъ отношеніемъ къ выдѣленіямъ носа и къ мокротѣ. Послѣднія они разбрасываютъ по всему жилищу, намазывая на стѣны, на лавки и разбрасывая по полу.

Мнѣ пришлось замѣтить что безцеремонное выплевываніе слюны у якутовъ указываетъ на извѣстный шикъ и независимое положеніе человѣка.

Въ этихъ то отдѣленіяхъ главнымъ образомъ и содержатся туберкулезные бациллы и разъ они разбрасываются, то засыхая, распыляются въ воздухѣ и проникаютъ въ дыхательные пути всѣхъ присутствующихъ. Если они попали въ неустойчивый организмъ, разрушительная работа ихъ тотъ часъ-же и начинается. А мы уже видѣли, можетъ-ли быть устойчивымъ организмъ якута, если онъ живетъ впроголодь.

Что туберкулезъ больше распространяется среди тѣхъ кто живетъ въ рубленкахъ можно объяснить тѣмъ, что юрты часто подновляются, хорошо ежегодно провѣтриваются и даже строятся новыя, т.к. строитъ ихъ очень легко.

(Продолженіе слѣдуетъ).

 

(Продолженiе).

«Якутскiй край» № 29, 14 октября 1907 г.

Почему у питающихся хлѣбомъ туберкулезъ сталъ развиваться сильнѣе, можно объяснить тѣмъ, что, благодаря лепешкѣ и чаю, якутъ бросилъ привычки охотника и съ утра до вечера сидитъ въ своей пропитанной микробами юртѣ и боясь холода, рѣдко выходить на чистый воздухъ. Статистическія данныя по Якутской области за послѣднее время указываютъ, что приростъ населенія очень небольшой и въ нѣкоторыхъ улусахъ количество родившихся и умершихъ почти одинаково, что уже указываетъ на вымираніе якутовъ, и это я ставлю въ прямую зависимость отъ распространенія туберкулеза.

Кромѣ описанныхъ условій, распространенію туберкулеза способствуетъ холодный сухой воздухъ, сильно раздражающій дыхательные пути. Въ зимнее время гигрометръ указываетъ 35 и 40 проц. количества влаги въ воздухѣ, а для благосостоянiя. организма требуется не менѣе 60 проц.

Въ борьбѣ съ туберкулезомъ заинтересованъ не только якутъ, но и всѣ жители области, имѣющіе хотя малое соприкосновеніе съ ними и получающіе мясные и молочные продукты отъ нихъ, такъ какъ съ этими продуктами туберкулезъ легко передается.

Изъ инфекціонныхъ эпидемическихъ заболѣваній послѣ туберкулеза можно указать на проказу. Эта болѣзнь получила свое распространеніе въ Колымскомъ и Вилюйскомъ округахъ и рѣдко встрѣчается въ Якутскомъ округѣ, главнымъ образомъ, въ Намскомъ, Баягантайскомъ и смежныхъ съ ними улусахъ.

Въ Вилюйскомъ округѣ болѣзнь очень распространена въ Средне-Вилюйскомъ ул., гдѣ пищевой режимъ состоитъ не только изъ молочныхъ продуктовъ, но еще изъ такъ называемой "сымы". Сыма приготовляется изъ озерной мелкой рыбы, не очищенной, не выпотрошенной, сваливающейся въ какую нибудь посуду или спеціально вырытую для этого земляную яму и заливается кислымъ молокомъ. Эта смѣсь начинаетъ бродить до наступленія холодовъ, причемъ изъ этого получается загнившая, часто кишащая червяками масса. Отъ этой смерзшейся зимой массы отрубаютъ сколько нужно и варятъ это съ молокомъ или таромъ. При варкѣ этой пищи подымается ужасная вонь; послѣдняя бываетъ настолько сильна, что, если въ это время подъѣзжать къ юртѣ, то непривычная къ запаху "сымы" лошадь, безъ энергичныхъ понуканій, не хочетъ подходить къ этой юртѣ. Подобное приготовленіе „сымы" и употребленіе тухлой рыбы очень распространено и въ Колымскомъ округѣ и около Охотска, гдѣ прокаженныхъ, по разсказамъ бывавшихъ тамъ купцовъ, очень много.

Что распространеніе и развитіе проказы стоитъ въ какой-то зависимости отъ употребленіе по преимуществу тухлой рыбной пищи, - на это намъ указываетъ особенное распространеніе проказы по берегамъ морей, большихъ рѣкъ и озеръ изобилующихъ рыбой, и гдѣ эту рыбу или трудно сохранить свѣжей, благодаря теплому климату, или гдѣ не умѣютъ этого дѣлать по своему невѣжеству и апатичному отношенію ко всему. Личное мое убѣжденіе о зависимости проказы въ Якутской области отъ употребленія тухлой рыбы и по преимуществу сымы составилось благодаря такому случаю.

Во второмъ врачебномъ участ. Вилюйскаго округа, гдѣ я прослужилъ болѣе 3-хъ лѣтъ, и гдѣ употребленіе тухлой рыбы оставлено, я не встрѣчалъ прокаженныхъ. Но выѣхавъ однажды по судебно-медицинскому дѣлу въ самый сѣверный наслегъ своего участка, гдѣ употребленіе сымы практикуется въ широкихъ размѣрахъ, я тамъ встрѣтилъ прокаженныхъ.

Разсказы стариковъ, которые помнятъ объ употребленіи сымы там, гдѣ ея сейчасъ не ѣдятъ, и гдѣ прежде въ этихъ мѣстахъ было много прокаженныхъ, а теперь нѣтъ ни одного, также подтверждаетъ мое предположеніе. Ту же зависимость въ распространеніи проказы можно усмотрѣть и въ Колымскомъ округѣ.

Гутчинсонъ считаетъ причиной заболѣванія проказой употребленіе вообще дурной, испорченной пищи, но особенно рыбной, хотя докторъ Саруфа указываетъ, что всѣ видѣнные имъ прокаженные совсѣмъ не употребляли рыбы.

Также отмѣчено, что въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Индіи, гдѣ питаются исключительно растительной пищей, проказа сильно распространена.

Эти факты указываютъ, что зависимость проказы отъ употребленія только плохой рыбы не можетъ быть установлена повсемѣстно; но относительно Якутской области можно съ увѣренностью сказать, что зараза проказы распространяется по преимуществу тамъ, гдѣ употребляютъ сыму, и гдѣ микробъ проказы, очевидно, встрѣчаетъ самую удобную для своего развитія среду.

(Продолженіе слѣдуетъ).

 

(Продолженiе).

«Якутскiй край» № 31, 21 октября 1907 г.

Не менѣе ужасны по своимъ послѣдствіямъ, чѣмъ туберкулезъ и проказа, болѣзни глазъ.

Не разъ приходилось слышатъ, какъ слѣпцы молятъ Бога о смерти, находя свое положеніе невыносимымъ и я вполнѣ понялъ, когда одинъ слѣпецъ, которому я, вылущивъ катарракту, возвратилъ зрѣніе, обращаясь ко мнѣ воскликнулъ: ты мое солнце! Это фигуральное выраженіе очень характерно, указывающее на чувствованія слѣпца..

По переписи 1886 года слѣпыхъ въ Россіи было 189872 чел., теперь же ихъ болѣе 200,000 чел. Тьма физическая и тьма духовная идутъ параллельно, говорить профессоръ Лобановъ, подтверждая свою мысль цифровыми данными; такъ у остяковъ приходится слѣпыхъ на 1000 жителей 9 челов., у чувашей 6, у русскихъ два, у нѣмцевъ 0,7. Сколько слѣпыхъ въ Якутской области знаетъ, понятно, только тотъ, кто разъѣзжая по улусамъ, посѣщалъ ихъ юрты. Нетъ ни одной юрты, гдѣ-бы вы не встрѣтили или совсѣмъ слѣпого, или близкаго къ этому. Нерѣдко встрѣтить и такія, гдѣ изъ живущихъ 5-10 человѣкъ и только 1 зрячій, а всѣ остальные бродятъ по юртѣ ощупью. Впечатлѣніе отъ этого трудно поддается описанію.

Не говоря о психической сторонѣ, сколько приносится этимъ матеріальнаго ущерба, сколько рабочихъ рукъ, кормильцевъ, питомцевъ семей приводятся въ состояніе никуда негодныхъ членовъ общества и превращаются въ нищихъ кумалановъ. Отчего же зависитъ такое распространеніе болѣзней глазъ и нѣтъ ли какихъ нибудь частныхъ причинъ распространенія этихъ болѣзней, кромѣ невѣжества и некультурности якутовъ? Разбираясь въ этомъ вопросѣ, состоя еще участковымъ врачомъ, я замѣтилъ, что болѣзни глазъ очень распространены у живущихъ по берегамъ озеръ и употребляющихъ для питья и омовенія озерную воду и сравнительно малое распространеніе этихъ болѣзней у живущихъ по берегамъ рѣкъ. Мнѣ самому пришлось испытать дѣйствіе озерной воды на слизистую оболочку глазъ, живя въ Нюрбинской трущобѣ, гдѣ помѣщалась амбулаторія. Отъ употребленія озерной воды у меня и у всей моей семьи развился сильнѣйшій конъюнктивитъ, отъ котораго избавились только тогда, когда перешли на употребленіе рѣчного льда, вывозя его за семь верстъ. Озерная вода, которую мы употребляли по виду отличалась очень хорошими качествами, она была совершенно прозрачна, безъ всякаго запаха и довольно пріятна на вкусъ. Не смотря на всѣ эти свойства, дурное вліяніе ея на глаза сейчасъ сказалось. Изслѣдуя эту воду, я не нашелъ в ней примѣси органическихъ или какихъ нибудь другихъ  вредныхъ соединеній и только констатировалъ присутствіе большого количества известковыхъ солей. Вотъ въ этихъ то послѣднихъ и кроется по моему причина, почему озерная вода такъ плохо дѣйствуетъ на слизистую оболочку глазъ, при всѣхъ видимыхъ внѣшнихъ достоинствахъ. Если къ этому дѣйствію известковыхъ соединеній прибавить большое количество органическихъ примѣсей, чѣмъ отличается большинство озеръ, около которыхъ живутъ якуты, благодаря сваливанію въ озера навоза и другихъ отбросовъ, то вредный эффектъ на глаза отъ этого получится въ 100 разъ сильнѣе. Вода нѣкоторыхъ озеръ, настолько испорчена органическими примѣсями, что можетъ считаться совершенно недозволенной къ употребленію, а между тѣмъ такую воду употребляетъ большинство якутовъ. Эта вода, съ малыхъ лѣтъ употребляемая ими, вначалѣ вызываетъ простые конъюнктивиты, которые имѣютъ наклонность переходить въ такъ называемые фолликулярные, близко стоящіе, по своимъ послѣдствіямъ для глазъ съ трахомой. Эти переходы изъ простыхъ конъюнктивитовъ въ фолликулярные, мнѣ приходилось наблюдать не одинъ разъ, благодаря тому, что якуты почти лишены возможности пользоваться медицинскою помощью, даже при болѣе тяжелыхъ заболѣваніяхъ, а тѣмъ болѣе, при какихъ то конъюнктивитахь. Эти послѣднiе, дѣйствуя со дня рожденія, изо дня въ день, приводятъ къ полному перерожденію слизистой оболочки глазъ со всѣми ужасными послѣдствіями включительно до слѣпоты.

Что озерная вода очень вредна для глазъ, въ этомъ я убѣждался не только на инородцахъ, но и на крестьянахъ. Такъ по Иркутскому тракту крестьяне табагинскiе и покровскiе почти не имѣютъ хроническихъ болѣзней глазъ, а у тектюрскихъ и улаханскихъ крестьянъ хроническое заболѣванiе глазъ явленiе обычное. Послѣднiе живутъ около озеръ, а первые около рѣки, остальныя же условiя жизни совершенно одинаковы, да и живутъ они другъ отъ друга на разстоянiи 10-26 вер.

Если къ вредному дѣйствію озерной воды прибавить эффектъ, получаемый отъ нечистоплотности и раздражающаго глазъ дѣйствія пылающаго камина, около котораго якуты проводятъ большую часть дня, то причина большого распространенія болѣзней глазъ, среди нихъ станетъ совершенно понятна. Въ нѣкоторыхъ наслегахъ есть и трахома, но это заболѣваніе къ счастью якутовъ, не такъ сильно распространяется среди нихъ, такъ какъ эта заразительная болѣзнь глазъ при тѣхъ условіяхъ, въ какихъ живетъ якутъ при большомъ распространеніи привело-бы все якутское населеніе на положеніе слѣпцовъ кумалановъ и нищихъ.

(Окончаніе слѣдуетъ)

 

(Окончаніе)

«Якутскiй край» № 32, 25 октября 1907 г.

Также считаю нужнымъ указать на большое количество больныхъ здѣсь якутовъ, страдающихъ гнойными процессами въ видѣ нарывовъ, чирьевъ, карбункуловъ съ хроническими гнойными процессами въ костяхъ и т.д.

Это указываетъ, что гнойная инфекція среди нихъ сильно распространена, поэтому можетъ осложнять и всѣ описанныя раньше заболѣванія. Гдѣ много этихъ возбудителей, тамъ всякая ранка превращается въ гнойную, слѣдовательно и всѣ пораненія въ области пищевода могутъ получить гнойный характеръ, что при заживаніи даетъ широкіе и глубокіе рубцы. Туберкулезъ осложненный гнойными кокками дѣйствуетъ губительнѣе въ нѣсколько разъ, чемъ, по моему, и объясняется, что туберкулезъ легкихъ у якутовъ протекаетъ не годами, а мѣсяцами. Проказа въ періодѣ изъязвленій у якутовъ осложняется гнойной инфекціей, въ следствие чего они и погибаютъ. Насколько сильна гнойная инфекція у прокаженныхъ мнѣ пришлось испытать на  себе. Такъ демонстрируя въ Вилюйской колоніи прокаженныхъ палочки проказы, которыя я добылъ отъ больного, пораженнаго смѣшанной инфекціей, я, благодаря какой-то случайности, получилъ гнойное пораженіе, около ушной железы и дѣйствіе этой инфекціи было настолько сильно, что я пролежалъ въ постели цѣлый мѣсяцъ, а совершенно могъ оправиться, только мѣсяца черезъ 2.

Распространеніе гнойной инфекціи объясняется исключительно нечистоплотностью.  Трудно сказать, сколько разъ въ годъ якутъ обмываетъ свое тѣло, да и обмываетъ ли. Бань среди нихъ нѣтъ, а якутская юрта совершенно не приспособлена для омовеній всего тѣла. Поэтому вполнѣ понятно распространеніе среди нихъ, какъ гнойной инфекціи, такъ инфекціи вообще, такъ какъ, гдѣ грязь, тамъ и удобная среда для развитія и распространенія низшихъ организмовъ.

Считаю не лишнимъ указать здѣсь на большую смертность якутскихъ дѣтей. Спросите у любого якута и онъ вамъ скажетъ, что изъ 10-12, а то и большаго числа родившихся дѣтей въ живыхъ осталось 1-2, а то и совсѣмъ никого ни осталось. Такая смертность объясняется тѣмъ, что въ послѣднее время якутки по какимъ то соображеніямъ перестали кормить дѣтей грудью, а послѣ рожденія сейчасъ-же переходятъ на искусственное вскармливаніе. Насколько трудно уберечь дѣтей при послѣднемъ способѣ питанія извѣстно всякому болѣе или менѣе культурному человѣку, такъ какъ при такомъ вскармливаніи требуется почти абсолютная чистота, а мы уже видѣли, что дальше якутской нечистоплотности идти некуда. Кто хоть разъ видѣлъ кормленіе маленькихъ якутскихъ ребятъ, тотъ во всю жизнь не забудетъ этой отталкивающей картины. Кормящая нянька или мать набираетъ себѣ въ ротъ изъ горшка молоко сомнительной чистоты и отсюда уже постепенно вливаетъ въ рожокъ ребенка. Рожокъ этотъ дѣлается обыкновенно изъ скотскаго рога, на концѣ котораго привязывается сосокъ отъ коровы. Моется онъ очень рѣдко и внутри по стѣнкамъ его всегда вы найдете створоженное молоко смѣшанное съ пылью и грязью. Результаты отъ подобнаго вскармливанія сказались большой смертностью. Если вмѣстѣ съ этимъ примемъ во вниманіе общее печальное положеніе окружающей обстановки, причины большой смертности якутскихъ дѣтей будутъ понятны. Оставляя безъ разсмотрѣнія, другія случайныя, хотя и многочисленныя болѣзни якутовъ, скажу нѣсколько словъ о сифилисѣ. Среди якутскихъ и вилюйскихъ якутовъ, болѣзнь эта встрѣчается, не такъ часто. Распространеніе этой болѣзни, замѣчается особенно тамъ, откуда якуты ходятъ на заработки на пріиска, возвращаясь оттуда зараженными, или же по трактамъ, даже проселочнымъ, гдѣ разъѣзжаютъ казаки. Вотъ подмѣченные мною два пути, по которымъ идетъ это ужасное заболѣваніе въ стойбищѣ якутовъ. Болѣзнь эта не получаетъ широкаго распространеніи среди нихъ потому, что сами инородцы очень строго относятся къ такого рода больнымъ, отправляя при малѣйшихъ подозрѣніяхъ на нее или къ своимъ знахарямъ, которые лѣчатъ ихъ, въ такихъ случаяхъ сулемой, или же къ врачамъ. Благодаря только такому отношенію болѣзнь эта не получаетъ широкаго распространенія, не смотря на свою сильную заразительность. Разсмотрѣвъ главнѣйшіе виды заболѣваній якутовъ, перейдемъ къ разсмотрѣнію, кѣмъ облегчаются эти многочисленныя страданія инородцевъ. Можно безъ преувеличенія сказать, что почти каждое жилище якута скрываетъ въ себѣ, какого-нибудь больного, гдѣ онъ безъ всякаго ухода брошенный на произволъ судьбы, переноситъ свои страданія.

Кто же облегчаетъ имъ ихъ и нуждаются ли они въ этомъ?

Видя какъ они безропотно переносятъ самыя ужасныя болѣзни и съ какимъ равнодушіемъ встрѣчаютъ они смерть, можно подумать, что они не нуждаются во врачебной помощи и что смерть для нихъ есть нѣчто желанное, при ихъ мрачной безпросвѣтной жизни. Да, это отчасти такъ.

Но какъ бы они равнодушно ни относились къ своимъ страданіямъ и даже смерти, инстинктъ самосохраненія заставляетъ цѣпляться за эту жизнь, какъ-бы мрачна она ни была. Благодаря этому возникъ цѣлый штатъ, такъ называемыхъ отосутовъ-знахарей и какъ бы они ни были плохи, якуты часто обращаются къ нимъ за помощью. Какія результаты получаются отъ лѣченія у этихъ знахарей, приведу нѣсколько примѣровъ изъ своихъ наблюденій. Въ Кильдемскомъ наслѣгѣ больной якутъ обратился къ своему знахарю, который за 3 руб. далъ ему склянку съ лѣкарствомъ. Выпивъ этого лѣкарства онъ почувствовалъ тошноту, сильное сердцебіеніе и головокруженіе и боясь умереть пріѣхалъ въ городъ ко мнѣ за совѣтомъ, захвативъ съ собой и лѣкарство. Послѣднее было составлено изъ нюхательнаго табаку, каких—то кореньевъ и воды. Больной выпилъ этого лѣкарства 2 ложки и только благодаря малому количеству отдѣлался сравнительно легко. Какой вредъ приносятъ эти знахари будетъ еще нагляднѣе изъ слѣдующаго примѣра. Два года тому назадъ въ Якутскую больницу былъ доставленъ якутъ съ признаками сифилиса и мѣстомъ зараженія было вѣко. Изъ разспросовъ больного выяснилось, что онъ давалъ вылизывать свой больной глазъ какому—то знахарю и этотъ заразилъ его такой ужасной болѣзнью. Подобныхъ примѣровъ причиненія вреда знахарями встрѣчалось очень много въ моей практикѣ, но и приведенныхъ этихъ двухъ совершенно достаточно, чтобы представить какой вредъ они причиняютъ населенію своимъ вмѣшательствомъ въ дѣлѣ врачеванія.

Обращеніе якутовъ къ знахарямъ указываетъ, что желаніе лѣчиться у нихъ есть.

Открытіе врачебныхъ пунктовъ также указываетъ, что съ каждымъ годомъ количество посѣщеній больныхъ увеличивается, но какъ бы велико не было послѣднее, удовлетворить ту массу больныхъ врачи не могутъ, т.к. этому мѣшаютъ большія пространства, отдѣляющія врача отъ больныхъ. Заполнить эти пространства и соединить больного съ врачомъ непрерывной цѣпью и призвана служить фельдшерская школа, процвѣтанію которой и пожелаемъ полнаго успѣха.

Конецъ.

Врачъ Н.А. Поповъ