«Восточное Обозрѣніе» №7, 16 января 1898
Якутскъ. Въ «В. О.» уже сообщалось объ избраніи ревизіонной коммиссіи мѣщанскаго управленія. Мѣсяца полтора тянулась подготовительная стадія, и только въ концѣ ноября коммиссія открыла свои дѣйствія. Дефекты найдены пока ничтожные, и ни удивительно: за полтора мѣсяца такія-ли прорѣхи заштопать можно! Но, между прочимъ, коммиссія наткнулась на одно интересное дѣло.
Въ 93 или 94 г. мѣщанскимъ старостой былъ Митрофанъ Соловьевъ, а кандидатомъ къ нему мѣщанинъ Золотаревъ, нынѣ довѣренный купца Силина Соловьевъ по своимъ торговымъ дѣламъ жилъ не въ Якутскѣ, и фактически должность старосты исполнялъ г. Золотаревъ. Чтобы его не тревожили, Соловьевъ пожертвовалъ мѣщанскому обществу 400 р., которые, по принятому порядку, и должны были быть зачислены въ подъохранный капиталъ. Но г. Золотаревъ съумѣлъ поставить дѣло такъ, что деньги эти пошли въ награду ему. Не смотря на протестъ нѣкоторыхъ членовъ мѣщанскаго общества и на категорическое заявленіе (уже въ 97 г.) наслѣдника умершаго уже Соловьева, что деньги пожертвованы обществу, а не г. Золотареву за службу, послѣдній денегъ не возвращалъ. Дѣло доведено было до областного правленія, которое нѣсколькими указами предписывало деньги возвратить; но не возвращены онѣ и понынѣ.
Тогда дѣло Золотарева, уже въ порядкѣ уголовной отвѣтственности, перешло въ старый судъ, откуда, съ заключеніемъ прокурора о преданіи Золотарева суду, было въ февралѣ 1896 г. передано въ областное правленіе. Но оно тамъ еще не разсматривалось...
Кстати, объ аптекѣ. Я какъ-то сообщалъ ростъ доходовъ олекминской аптеки подъ управленіемъ г. Ранца. Тѣ свѣдѣнія устарѣлыя. Есть свѣжѣе. За пять мѣсяцевъ управленія г. Ранцемъ сдано 400 р.; за такое-же время прошлаго года около 60 р. Къ сожалѣнію, нельзя сказать, чтобы хорошихъ работниковъ у насъ умѣли цѣнить. Съ сентября мѣсяца, напр., по новымъ штатамъ назначено аптекарю 50 р., но въ ноябрѣ г. Ранцу еще не платили...
И еще кстати. Г. Ранцъ — это предполагаемый замѣститель г. Станкевича; и хотя, повидимому, для послѣдняго возврата нѣтъ, г. Ранца почему-то вызывать не торопятся, хотя лицамъ, къ аптечному вопросу причастнымъ, хорошо извѣстно, что одинъ изъ настоящихъ нашихъ аптекарей со дня на день можетъ уѣхать.
(OCR: Аристарх Северин)
Случайныя замѣтки.
«Восточное Обозрѣніе» №10, 23 января 1898
Якутскъ. Громъ не грянетъ — мужикъ не перекрестится. Однимъ изъ такихъ грозовыхъ моментовъ, послѣ котораго русскіе люди начали истово творить крестное знаменіе, былъ прошлый голодъ. Въ культурномъ отношеніи онъ составилъ новую эпоху. Ошеломленное страшнымъ бѣдствіемъ, русское общество начало искать выхода и подвергать критикѣ непосредственное прошлое. Этотъ моментъ нанесъ сильный ударъ повальному среди интеллигентовъ увлеченію толстовствомъ; послѣ него оформилось новое движеніе; съ нимъ народилось совершенно новое, чисто просвѣтительное движеніе среди русскаго общества. Теперь уже нельзя взять газеты въ руки, не натолкнувшись на извѣстія о «лекціяхъ», чтеніяхъ съ туманными картинами и народныхъ библіотекахъ. Книжный рынокъ необычайно оживился. Дѣло стало на прочную почву, и вѣрнѣйшій тому признакъ, что такая работа уже теперь пріобрѣла характеръ предразсудка.
Только нашъ край не подавалъ о себѣ въ этомъ смыслѣ вѣсти. Правда, года три—четыре тому назадъ для средняго класса тутъ устраивались чтенія «кружкомъ любителей музыки и литературы», въ которыхъ принимала участіе мѣстная интеллигенція, какъ врачи, учителя и проч.;
Но на счастье прочно
Всякъ надежду кинь...
И «обстоятельства» убили дѣло въ зародышѣ. И —
Роза не увяла,
Тотъ же самый цвѣтъ,
Но не та ужъ стала:
Аромата нѣтъ...
Иначе говоря, квалификація кружка любителей литературы потеряла всякій смыслъ, сдѣлалась простымъ переживаніемъ, титломъ, безъ всякаго права на него: никакихъ чтеній, ни кружковыхъ, ни публичныхъ кружкомъ не устраивается. Больше того: кружокъ любителей литературы не выписывалъ ни одного журнала...
Тѣмъ съ большимъ удовольствіемъ должны мы отмѣтить новое оживленіе въ этой области, правда, исходящее не отъ кружка и направленное въ другую среду. По иниціативѣ супруги предсѣдателя окружнаго суда здѣсь задумали устроить народную читальню и уже приступили къ сбору на этотъ предметъ пожертвованій. Совершенно независимо отъ предыдущаго возникъ другой проектъ — устройство воскресной школы для взрослыхъ. Иниціаторомъ этого дѣла называютъ одного изъ симпатичнѣйшихъ и дѣльныхъ учителей г. Ж.
Насколько успѣшны будутъ ихъ старанія предсказать, конечно, трудно; но своевременность подобныхъ учрежденій не подлежитъ ни малѣйшему сомнѣнію. Есть нѣкоторыя указанія на то, что и въ нашихъ низахъ пробудилась потребность къ образованію. Укажу два примѣра. Къ одному изъ занимающихся частнымъ преподаваніемъ, недавно является молодая дѣвушка, кажется якутка, и просить его обучать ее. Узнавъ, что этотъ учитель беретъ по десяти рублей въ мѣсяцъ, она соглашается на эти условія, хотя потомъ и выяснилось, что она служитъ въ качествѣ горничной и сама получаетъ всего шесть р. въ мѣсяцъ... А вотъ другой случай. Къ одному изъ моихъ знакомыхъ, уже старику, обращается молодая дѣвушка-еврейка, съ дѣтскаго возраста и по сейчасъ торгующая въ мелочной лавочкѣ на базарѣ, и проситъ книгъ для чтенія. Нужно было видѣть смущенiе, съ какимъ она обращалась къ знакомому только по покупкамъ человѣку, чтобы понять, что это не случайная прихоть, не отъ нечего дѣлать, а настоящая потребность. Нужно было опять таки видѣть, съ какою радостью приняты были принесенныя «Мертвыя Души», и слышать, какимъ тономъ сказано было: «я ее давно—давно ищу», чтобы понять, что это дѣйствительно одна изъ «алчущихъ и жаждущихъ»...
Одна ласточка весны не дѣлаетъ, двѣ дѣвушки не могутъ свидѣтельствовать объ общей потребности. Но важно вотъ что: этихъ двухъ никто не выискивалъ, на нихъ натолкнулись совершенно случайно. Это-то обстоятельство и говорить за то, что онѣ — однѣ изъ многихъ. Вотъ почему можно думать, что всякая просвѣтительная попытка найдетъ жаждущую среду и увѣнчается успѣхомъ.
Можно спросить, почему-же не абонируются въ библіотекѣ? Я не знаю; но судя по характеру посѣтителей ея, она фактически служитъ только среднимъ слоямъ.
Помимо того, пользованіе библіотекой-читальней и вообще довольно не удобно. Открывается она только три раза въ недѣлю, и то, въ два буднихъ дня, всего на два часа, отъ 4 до 6 вечера. Нужно уловить моментъ ея открытія... Такой порядокъ создался благодаря тому, что городская управа очень скудно снабжаетъ средствами, собственные-же доходы библіотеки крайне ничтожны. Учрежденіе не можетъ по своему бюджету оплачивать трудъ завѣдующаго въ такомъ размѣрѣ, чтобы требовать за это все его время. Управа могла-бы удѣлить сотню—другую на это полезное дѣло, но сомнительно, чтобы сдѣлала это. Напротивъ, учреждая библіотеку, управа выговорила право безплатнаго пользованія библіотекой для предсѣдателя, членовъ и всѣхъ служащихъ. Если лица эти читаютъ, то такимъ протоколомъ они лишили библіотеку порядочнаго таки дохода. И какой, спрашивается, резонъ выговаривать такія льготы для лицъ состоятельныхъ и потому менѣе другихъ имѣющихъ правъ на льготы? Вѣдь наши «отцы» не изъ собственнаго-же кармана снабжаютъ библіотеку средствами, а изъ кармана плательщиковъ городскихъ налоговъ. А вотъ другая сторона стоящая въ связи все съ тою-же бѣдностью библіотеки средствами. На свои средства она не въ силахъ выписывать многаго и потому нѣкоторыя періодическія изданія получаетъ отъ управы и отъ статистическаго комитета. Отъ послѣдняго она получаетъ и «В. Евр.». Разумѣется, въ библіотеку попадаетъ онъ только тогда, когда прочтутъ служащіе. А такъ какъ это народъ все занятой, — секретарь, напр., стат. комитета 9-я кн. 96 г. попала въ библіотеку только къ концу февраля 1897 г. Кромѣ того, по истеченіи извѣстнаго времени книжки этого журнала возвращаются въ комитетъ.
И опять является вопросъ о нераціональности этой постановки. Если стат. ком. выписываетъ «В. Евр.», ничего не имѣющій въ себѣ статистическаго, то ясно, что онъ выписывается не въ интересахъ учрежденія, а для личнаго пользованія служащихъ. И разъ учрежденіе можетъ позволить себѣ затрату на не спеціальный журналъ, то естественнѣе всего было-бы обратить эту выписку цѣликомъ, прямо и навсегда въ пользу библіотеки.
(Окончаніе будетъ).
(OCR: Аристарх Северин)
Случайныя замѣтки.
«Восточное Обозрѣніе» №11, 25 января 1898
(Окончаніе).
Въ городской библіотекѣ нѣтъ ни «Областныхъ Вѣд.», ни «Епархіальн. Вѣд.»; точно такъ-же забыли о существованіи якутской библiотеки и тѣ, кто сами пользовались ею и создали себѣ имя работами о якутахъ. Ни г. Сѣрошевскій, ни г. Шкловскій и др. не прислали ей своихъ трудовъ.
Библіотеку нужно поставить на лучшую ногу, чтобы она не существовала главнымъ образомъ для отчетовъ. Городъ во всякомъ случаѣ многого не можетъ дать, хотя настоящую дачу увеличить вполнѣ возможно: балансъ городск. хозяйства въ 96 г. сведенъ, хотя и съ небольшимъ, съ перевѣсомъ доходовъ надъ расходами. Но можно было-бы попробовать доставить для библіотеки самостоятельный и постоянный источникъ доходовъ, организовавъ при ней постоянную торговлю книгами: учебниками, календарями, книгами для чтенія. Въ настоящее время книжная наша торговля фактически не существуетъ. Постороннія лица не всегда могутъ достать даже учебники въ здѣшнихъ учеб. заведеніяхъ. Послѣднія главнымъ образомъ имѣютъ въ виду потребности собственныхъ учащихся и значительныхъ затратъ для сбыта въ постороннія руки дѣлать не могутъ. Нерѣдко родители безплодно рыщутъ по городу въ поискахъ учебниковъ. Въ обыкновенныхъ лавкахъ можно достать иногда календарь, какое-нибудь лубочное «житіе»; но и то далеко не всегда. Въ прошломъ году уже въ февралѣ во всемъ городѣ не было ни одного календаря, кромѣ «сибирскаго». Думается, что дѣло пошло-бы и дало выгоды. Въ нынѣшнемъ году съ ярмарочными паузками прибылъ и балаганчикъ книжной торговли (не однѣ книги) и, кажется, торговалъ бойко. Источникомъ для основанія дѣла могли-бы служить, кромѣ сборовъ по подпискѣ, позаимствованія изъ наличности благотворительнаго капитала или изъ капитала поселенческаго. Городу пришлось-бы только на нѣсколько лѣтъ взять на себя, кромѣ существующихъ библіотечныхъ расходовъ, повышенный окладъ библіотекарши-продавщицы.
Какъ читальня, наша библіотека тоже имѣетъ неудобства, вполнѣ, впрочемъ, устранимыя. Читателей у насъ не много, но «мы—славяне», и потому въ маломъ числѣ изрядный кавардакъ производимъ. Нисколько не стѣсняясь присутствіемъ занятыхъ чтеніемъ, посѣтители громко, не стѣсняясь, чисто по-домашнему, разсказываютъ о непріятностяхъ по службѣ, о томъ, кто гдѣ дежурный, вообще говорятъ о своихъ личныхъ дѣлахъ, обсуждаютъ громогласно свѣжія новости, прочитанную статью. Жалобы на такой безпорядокъ намъ приходилось слыхать не однократно, и мы рѣшительно не понимаемъ, почему библіотекарша не укрощаетъ слишкомъ развязныхъ субъектовъ. Одного публичнаго замѣчанія совершенно достаточно, чтобы обуздать такихъ особъ разъ навсегда.
Заговоривъ о читателѣ, нельзя не отмѣтить и другiе его дефекты. Въ газетахъ какъ-то была опубликована благодарность нѣкоему Елагину, пожертвовавшему въ библіотеку общ. московскихъ врачей старые календари, прейскуранты водочныхъ складовъ и магазиновъ бѣлья. У насъ даже и литературнаго хлама жертвовать не хотятъ, а желали бы продать и, по возможности, подороже. Вотъ господинъ подходитъ къ библіотекаршѣ и освѣдомляется: «Не принимаетъ-ли библіотека книгъ отъ постороннихъ, напр., приложеніе къ «Родинѣ»? — Въ какомъ смыслѣ? — «Въ смыслѣ пріобрѣтенія, т. е. покупки»... Съ книгами онъ обращается безобразно и на поляхъ статей «В. Е.» и «Н. Сл.», касающихся якутскихъ дѣлъ, свѣдущая рука полнякомъ раскрыла псевдонимы дѣйствующихъ лицъ. Нѣкоторыя статьи испещрены знаками вопроса, восклицанія, отрывочными возгласами и замѣтками. Въ концѣ одной статьи «Н. С.» помѣщена цѣлая маленькая рецензія...
Библіотека пополняется туго, пожертвованій почти нѣтъ. Въ нѣкоторыхъ случаяхъ пожертвованія останавливаются, потому что нѣтъ увѣренности, что книги дойдутъ до читателя. Мнѣ извѣстно одно собраніе книгъ и журналовъ, находящееся въ частныхъ рукахъ, гдѣ имѣются многіе журналы и отдѣльныя сочиненія въ дубликатахъ, которые охотно были-бы пожертвованы, если-бы была увѣренность, что они не заваляются въ мѣстахъ неизвѣстныхъ. Въ газетахъ, помнится, въ свое время, напр., говорили, что Н. Г. Чернышевскій пожертвовалъ свою библіотеку г. Якутску. Гдѣ погибли эти книги? Нельзя не пожалѣть и о томъ, что и другая цѣнная библіотека, проданная съ аукціона, не досталась городу, что въ свое время было-бы такъ легко осуществить.
Я слишкомъ отклонился отъ исходной точки, а мнѣ хочется сдѣлать еще одно замѣчаніе. Въ русской литературѣ существуютъ очень подходящія для перевода на якутскій произведенія, въ числѣ которыхъ первое мѣсто по праву принадлежитъ повѣсти г. Короленко «Сонъ Макара» и гоголевской «Ссорѣ Ивана Иван. съ Ив. Никиф.» Эта послѣдняя какъ-бы спеціально создана для перевода на якутскій языкъ. Все въ ней, — за исключеніемъ мелкихъ бытовыхъ особенностей, которыя можно выбросить безъ ущерба концепціи и художественности разсказа, типично для якутской жизни. Тѣ-же кляузы, тѣ-же безконечныя тяжбы изъ за выяденнаго яйца, тѣ-же надутые и вздорные «тойоны». Можно быть увѣреннымъ, что именно на это дѣло якутскіе богачи дадутъ средства, особенно если предупредить, что на заглавномъ листкѣ будетъ пропечатано: «иждивеніемъ такого то». За переводчиками-же, хорошо знакомыми съ якутскимъ поэтическимъ языкомъ, дѣло не станетъ.
До сихъ поръ съ такими попытками обращались крайне небрежно. Что, напр., сталось съ «Лѣстничкой» Годзяцкаго, съ учебникомъ г. Іонова, о которыхъ упоминаетъ И. И. Майновъ въ III вып. Сиб. сб.? Гдѣ тотъ учебникъ, который нѣск. лѣтъ назадъ составилъ и далъ наблюдателю учитель Кыллахской школы? Пропажа безъ вѣсти по истинѣ колоссальной работы. Въ 84 или 85 г. въ духовную цензуру, тогда состоявшую изъ о. Доремидонта Протопова (умершій) и о. Василія Охлопкова, представленъ былъ цѣлый переводъ на якутскій всего ветхаго Завѣта. Переводъ начатъ былъ съ благословенія преосвященнаго и по совѣту ректора семинаріи о. Іоанникія и оказался въ общемъ хорошъ, только нѣсколько далекъ отъ подлинника. Дѣло было только за исправленіемъ, главная работа кончена. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ тѣмъ-же лицомъ написанъ былъ по якутски разсказъ изъ тунгусской жизни. По совѣту, если не ошибаюсь, г. секретаря стат. ком., онъ былъ отосланъ въ Восточно-Сибирск. Отдѣлъ Император.
Русск. Геогр Общества — и оттуда и понынѣ «ни гласа, ни послушанія». Возможно, конечно, что разсказъ оказался неудачнымъ; но еще возможнѣе, что, за отсутствіемъ при отдѣлѣ знатока языка, разсказъ гдѣ-нибудь и до сихъ поръ валяется. «Безъ хозяина товаръ плачетъ», не говоря уже о томъ, что не получая «ни славы, ни добычи» хоть у кого отобьетъ охоту браться за подобныя работы. Не попробуютъ-ли наши новые дѣятели быть «хозяйскимъ глазомъ»?.
Пространственная ассоціація сама собою навязываетъ вопросъ о нашемъ музеѣ; онъ вѣдь находится въ одномъ съ библіотекой помѣщеніи. Но на этотъ разъ мои замѣтки слишкомъ растянулись, и о музеѣ — когда-нибудь въ другой разъ.
(OCR: Аристарх Северин)
«Сибирскiй вѣстникъ» №57, 13 марта 1898
Якутскъ. Тиха, однообразна и безцвѣтна жизнь гражданъ г. Якутска въ зимнее время. Подобно заснувшей природѣ, одѣтой въ снѣжный покровъ и скованной могучими морозами, жизнь горожанина замираетъ и уходитъ въ тѣсныя рамки чисто узкихъ, семейныхъ интересовъ. Трудно въ это время вызвать нашего обывателя на какое-либо общественное дѣло! никакія зазыванія, объявленія и т. п. не въ состояніи поколебать его равнодушія ко всему, кромѣ своихъ дѣлъ и дѣлишекъ. А, между тѣмъ, окружающая дѣйствительность громко протестуетъ противъ такого спокойствія, она въ реальныхъ фактахъ указываетъ на необходимость внимательнаго къ ней отношенія, — борьбы съ ея отрицательными сторонами и проявленія большей отзывчивости и дѣятельной любви къ ея нуждамъ и потребностямъ. „Обычная апатія средняго человѣка, который не умѣетъ ни любить, ни ненавидѣть, а поступаетъ съ такимъ расчетомъ, чтобы въ его жизнь не вкралось недоумѣніе или неудобство“, царятъ у насъ во всѣхъ сферахъ общественной жизни. Поэтому, нѣтъ у насъ ни одного общественнаго учрежденія, которое бы не влачило жалкаго существованія. И мы опасаемся, чтобы точно такая же участь не постигла только что на дняхъ возникшую въ г. Якутскѣ „народную библіотеку-читальню“. Нельзя не привѣтствовать этого учрежденія, такъ какъ оно несомнѣнно дастъ возможность грамотному, простому и бѣдному люду, при отсутствіи въ г. Якутскѣ какой либо книжной торговли, получать хорошую книгу и тѣмъ, во 1-хъ, не забыть грамоты и, 2-хъ продолжать развивать въ себѣ тѣ зачатки образованія, которыя были заронены первоначальной школой.
Отъ нашей вѣчной спячки будятъ насъ порою только корреспонденціи, появляющіяся въ разныхъ сибирскихъ газетахъ и освѣщающія тѣ или иныя слабыя стороны нашей жизни. Такъ, мы съ увѣренностью можемъ сказать, что только благодаря цѣлой массѣ корреспонденцій, заполонившихъ сибирскія газеты, извѣстный по своимъ дѣяніямъ Рѣшетниковъ—сынъ „отозванъ“ отъ исполненія своихъ обязанностей земскаго засѣдателя. Тѣми же корреспонденціями, отчасти, была вызвана ревизія сѣверныхъ округовъ нашей области (первая, кажется, отъ сотворенія міра). Мы не знаемъ, какіе результаты она будетъ имѣть, но слышали, что одинъ изъ тамошнихъ исправниковъ удаляется на покой. Про этого исправника разсказываютъ, что онъ за нѣсколько лѣтъ своей службы на далекомъ сѣверѣ почти ни разу не объѣхалъ своего округа и это, замѣтьте, произошло не потому, чтобы онъ не хотѣлъ. Нѣтъ! Онъ, при всемъ желаніи, сдѣлать этого не могъ: этому препятствовалъ почти 10 пудовой вѣсъ его бреннаго тѣла! А, между тѣмъ, существующіе способы передвиженія (верховая лошадь лѣтомъ и нарта съ парою оленей зимою) не допускали перевозки такого груза нераздѣльно вразъ. И вотъ, волей-неволей, бѣдный исправникъ долженъ былъ предаваться вынужденной неподвижности, утѣшая себя размышленіями на тему: „суждены намъ благіе порывы, но.....“ Вѣроятно теперь, при назначеніи новаго исправника, начальство вынуждено будетъ принять это обстоятельство во вниманіе.
Недавно въ нашей области введено положеніе о сельской медицинѣ, но дѣло врачебной помощи, по прежнему, продолжаетъ быть въ плачевномъ состояніи. Медицины у насъ собственно нѣтъ, такъ какъ существующіе врачи, по одному на округъ, фактически заняты поданіемъ врачебной помощи исключительно жителямъ тѣхъ городскихъ поселеній, гдѣ они сами имѣютъ пребываніе. Мы не будемъ здѣсь говорить о ненормальности такого порядка вещей, — скажемъ лишь, что скудность во врачебномъ персоналѣ весьма вредно отражается на интересахъ всей области, давая возможность разнымъ эпидемическимъ заболѣваніямъ ежегодно уносить массы жертвъ. И тѣ немногія врачебныя силы, которыми располагаетъ наша область, за послѣднее время во многихъ начали вызывать неудовольствіе своимъ не всегда гуманнымъ отношеніемъ къ тѣмъ, кто нуждается въ ихъ помощи. Мы не беремся опредѣлить причинъ такихъ отношеній, но думаемъ, что это происходитъ оттого, что на окраины мало ѣдетъ свѣжихъ силъ, здоровыхъ элементовъ. Къ намъ прибываютъ люди, уже тронутые жизнью, уже утомившіеся, которые неспособны прокладывать новые тропы и пути, а стремятся лишь отдохнуть отъ бурь и треволненій житейскихъ, а, главное, ухватить хорошій кусокъ на жизненномъ пиру. Особенно много сѣтованій приходится слышать на одного окружнаго врача, извѣстнаго среди своихъ colleg’ъ подъ именемъ „микробофоба“. Названіе это онъ получилъ вслѣдствіе постояннаго страха заразиться, а отсюда боязни всего, что заключаетъ въ себѣ хоть самую минимальную возможность такой заразы. Однако такой страхъ не мѣшаетъ ему стремиться стать во главѣ одного больничнаго учрежденія единственного почти во всей Россійской Имперіи. Можно съ увѣренностью сказать, что такого врача влечетъ занять это мѣсто все, исключая жажды облегчить страданія тѣхъ страшныхъ по своей болѣзни существъ, отъ которыхъ, съ боязнью, бѣгутъ самые близкіе, самые дорогіе, люди!.. Черствое отношеніе этого врача къ людямъ съ особенной рельефностью обрисовалось въ одномъ дѣлѣ, сдѣлавшемся предметомъ судебнаго разбирательства и въ свое время оглашенномъ вь печати. И мы глубоко раздѣляемъ мысль автора печатнаго отчета объ этомъ дѣлѣ, что на скамьѣ подсудимыхъ долженъ былъ находиться никто иной, какъ самъ врачъ, выступившій въ данномъ дѣлѣ обвинителемъ.
(OCR: Аристарх Северин)