ШАМАН-ДЕРЕВЬЯ

"Якутск вечерний". 16 июня 2017 г.

Гуляя в тайге нет-нет и натыкаешься на огромное дерево причудливой формы. Порой оно бывает обвешано волосяными веревками с разноцветными лоскутками на них. Что это? Горожане привыкли называть их Шаман-деревья. Даже в городе появились несколько таковых почитаемых деревьев. Например, даже на территории городского парка культуры и отдыха. Как ни странно, все эти деревья сосны. А в древности якутские и эвенкийские шаманы никогда не почитали сосны. Ели, лиственницы, берёзы – да, но не сосны. Давайте разберемся, что такое шаман-деревья и сакральные деревья в целом.

Со знатоком табагинских окрестностей Николаем Козловым у Дочи Священной Табагинской ели
Со знатоком табагинских окрестностей Николаем Козловым у Дочи Священной Табагинской ели

Аартык иччитин маhа - деревья желаний и древа горных перевалов

В Якутии сейчас называют шаман-деревьями деревья у края дорог на ветвях которых вяжут разноцветные ленточки и оставляют дары. Мол, для удачной поездки. На самом деле эти деревья к собственно шаманизму не относятся. По долине Туймаада много их расположено. В основном на дорогах, ведущих вверх на холмы и сопки, а также в наши дни на границах территориальных делений. Издавна считалось, что в таких местах должны оставляться дары для духов-покровителей горных перевалов и дорог-путей. Старинный традиционный якут был анимистом - одушевлял все явления и объекты природы. Такими деревьями чаще всего были лиственница и берёза.

Ытык мас - древа духов местности

Дерево Духа местности
Дерево Духа местности

Это особо почитаемые окружающим населением деревья. Подобные деревья отличаются своими размерами. Это, например, свалившаяся в 1974-м Табагинская священная ель и ныне цветущая ее Доча. Лиственница Суон-Тиит в Мегино-Кангаласском улусе. Берёзы на Ус Хатын и недалеко от Эверстовской заимки. Ряд других высоченных и неохватных деревьев. Часто живущие рядом роды почитали подобное дерево, как своего предка. В гигантских берёзах обитала Аан Алахчын хотун – дух-защитник местности и людей, живущих там.

Суон-Тиит - дерево Духа местности
Суон-Тиит - дерево Духа местности

Орук мас

Хатасское дерево - орук мас
Хатасское дерево - орук мас

В старину, когда женщина не могла забеременеть, то шла к известному в округ дереву с «ведьминым помелом», т.е. ветви которого очень густы и переплетены между собой. Если женщина хорошо попросит у Орук мас дитя, то вскоре забеременеет. Такие деревья есть. Самое известное, так называемое Хатасское дерево. До недавних пор потаённое, известное немногим, но ныне активно посещаемое туристами. Необходимо предупредить, что частое посещение сакральных деревьев без цели убивает их. Затаптываются корни, дерево удавливается веревками… Как правило излишнее почитание приводит к гибели дерева.

Кэрэх

Кэрэх - шаманское жертвенное дерево. Батурусский улус
Кэрэх - шаманское жертвенное дерево. Батурусский улус
Кэрэх. Фото КЯР. 1925-30 гг.
Кэрэх. Фото КЯР. 1925-30 гг.

Более редко можно встретить лиственницы, зачастую с обломанной верхушкой (не всегда) и поперечной перекладиной, прикрепленной на ветвях. В старину это были жертвенные деревья – кэрэх мас. Те, кто хотел попросить у духов чего-то насущного (избавления от болезней, прироста скота и т.д.), обращался к шаману, давал в жертву белую лошадь или рыже-пегую корову или быка. Деревья эти редко когда бывают могучи и толсты. Шаман со своими помощниками выбирал подобные деревья практически по наитию. Первоначально это были неказистые деревья, не отличавшиеся могучестью. После камлания помощники шамана вешали шкуру коня или быка на перекладину. К кэрэх старались не подходить и вовсе не почитали их.

Кырыыс маhа – дерево проклятий

В древности, в век сражений между родами, победивший род ставил корнями к верху большую ель и закапывал верхушку в землю. Это означало, что род врага прекратил существование, а земля эта проклята. Ныне подобных подлинных знаков не сохранилось. Есть инсталляции в музее-заповеднике «Дружба» в Соттинцах и на памятнике на площади Победы в Якутске.

Хойгуо мас – шаманские деревья с личинами

Табагинское дерево со старинной хойгуо-личиной
Табагинское дерево со старинной хойгуо-личиной

В Якутии иногда встречаются вырубленные на старых деревьях личины. Кандидат в шаманы после эттэнии (разрубания и собирания его тела злыми духами), проходит уhуйуу (посвящение) у опытного шамана. Считается, что обряд посвящения проходит в три дня. Первый день называется Хойгуо хааннааhын ("Окропление кровью Хойгуо"). Хойгуо в данном случае означает специально вырубаемую для этого ритуала личину на стволе дерева. Для ритуала хойгуо может быть подготовлено от одного до трёх на близлежащих деревьях. Ориентация хойгуо по сторонам света тоже имеет значение - согласно шаманскому компасу - направлено в сторону обители того или иного духа, которому посвящен. Для пожилого кандидата в шаманы хойгуо вырубают на старом дереве, для молодого на молодом дереве. Хойгуо приносят кровавую жертву. Обильно окропляют дерево кровью жертвенного животного. На снимке - старинное дерево на Табагинских сопках с оригинальным хойгуо.

Современное дерево с хойгуо по пути на озеро Чабыда. Ваятели не знали, что личины вырезают только на стволе лиственницы
Современное дерево с хойгуо по пути на озеро Чабыда. Ваятели не знали, что личины вырезают только на стволе лиственницы

Туру

Кильдямское шаман-дерево туру. Здесь проходил аартык-путь кильдямских шаманов. По пути было несколько туру. Дерево это не для семейного фотографирования.
Кильдямское шаман-дерево туру. Здесь проходил аартык-путь кильдямских шаманов. По пути было несколько туру. Дерево это не для семейного фотографирования.
Следы перевязи на ветвях туру. Таким деревьям специально придавали чоронообразную форму.
Следы перевязи на ветвях туру. Таким деревьям специально придавали чоронообразную форму.

Обратите внимание на такие лиственницы со срубленным стволом и превратившимися в стволы ветвями или с целым стволом, но с могучими бивнеобразными ветвями. Именно так изображается современными художниками мировое древо Аар Кудук мас. Вот оно настоящее шаман-дерево! У каждого шамана в старину было таковое. Из киил (крени - твердой части между центром и корой) срубленного ствола или изогнутой ветви лиственницы, деревянных дел мастера делали дощечку, которую особым образом обрабатывали и гнули, делая из него основу-обод шаманского бубна. Шаманский бубен - конь шамана, на котором он путешествует по Мирам (Верхнему, Среднему и Нижнему). Путешествия эти совершаются при помощи шаман-дерева, то бишь по его ветвям и корням проникая в Миры. Связь между шаманским бубном и шаман-деревом явная - кровная можно сказать.

Эпилог

Туру (шаман-дерево) усохшее пару лет назад из-за излишнего почитания.
Туру (шаман-дерево) усохшее пару лет назад из-за излишнего почитания.

В окрестностях Якутска много сакральных деревьев. К счастью, до многих из них не добрались армии туристов и экстрасенсов-неошаманов. Старые лиственницы итак погибают в силу почтенного возраста и нападения сибирского шелкопряда. Добавляется к этому и человеческий фактор. Излишнее почитание, увешивание веревками и дарами. Желательно посещать подобные места пореже – пусть чудо-природы цветёт и далее.

Владимир Попов